Животные в мифологии ненцев

В сказках коренных народов Севера животные часто выступают в роли учителя и наставника человека. Иногда они могут быть защитником или союзником. Возможно, это связано с тем, что в древние времена многие животные являлись тотемами для некоторых народов.

Олень

В ненецком фольклоре широко фигурирует животный мир. В словесных сказаниях (вада лаханако) частыми персонажами являются олень, лиса, волк, собака, медведь и другие животные тундры. В эпических песнях ненцев упоминаются мамонты и обезьяноподобные существа.

Во все времена в тундре было нерушимым триединство: природа – человек — олень. Ненец кочует по тундре не ради своей свободы, прежде всего, он оберегает источник своей жизни – оленя. В большинстве эпических песен с первых строчек сказаний поётся об этом благородном животном, начиная от их числа и масти, до описания наиболее выделяющихся в стаде особых оленей, их красоте и стати. Часто в сказаниях встречается олень-великан, который пасётся на краю пастбища, а другие олени свободно проходят под ним. Нередко в эпосе ненцев встречается олень, единственный рог которого растёт в середине лба. Обязательно в стаде присутствует «менаруй» — вожак или хозяин с тремя большими рогами. Куда бы в сказании ни направлялся главный герой, всегда детально охарактеризованы животные в его упряжке.

Собака

Собака «вэнеко» – животное, связанное с кругом понятий «вэ» – плохо, «вэнза» – грядущее несчастье. В мировоззрении ненцев собака связана с подземными духами и является главными глазами духа смерти Нга. Это животное доносит до своего покровителя, кто и как его обидел. Обидчик через некоторое время бывает наказан таким же образом, какое он злодеяние сотворил по отношению к собаке. Некоторые безоленные люди когда-то приносили в жертву, духам болезней свою любимую собаку. Часто злой дух принимал жертву и больной выздоравливал. В одном предании сказано, что оленю тяжело поднимать душу больного из бездны зла, так как копыта гладкие, скользят, животное с трудом выбирается. У собаки когти цепкие, острые, она крепко хватается за края ямы из подземного мира, выносит душу человека, спасает своего хозяина.

Во многих сказках собака является другом, защитником человека. В некоторых рассказах собаки живут отдельным стойбищем, как люди в чумах, имеют оленей. По ходу сюжета животные превращаются в людей. Иногда главный герой находит оленегонку, которая затем становится юношей или девушкой. Это животное является посредником между миром людей и духов. Собака видит чудовище из параллельного мира, находясь в реальном. Порой, чувствуя сущность потустороннего мира, собака ведёт себя неадекватно, лает в пустоту, забивается под что-либо, скулит. В тундре цена хорошей оленегонке — олень. Ведь только благодаря этим маленьким лохматым собакам можно удержать на месте многотысячное стадо оленей, перегонять и собирать отбившихся животных.

Волк

В эпосе ненцев нередко встречаются сказания про волков, есть сюжеты о людях-волках, оборотнях. Вечное сосуществование человека и волка, их противостояние на просторах тундры, бытовые драмы отражены во многих  эпических песнях (хынабца). Часто события зооморфного партнёрства происходят не только в среднем мире, но и на небесах, и в среде обитания злых духов. Нередко оборотень становится духом–защитником или мстителем в каких-либо ситуациях.

Связь волка с потусторонним миром даже на бытовом уровне очевидна, когда сакрально нечистая женщина нарушает табу. Если это была случайность, провинившаяся старается быстро очистить предмет от скверны. Может сделать обряд очищения огнём или через «железный мост» — дужку ведра или котла. Если женщина не осознала свою ошибку, то оленьему стаду семьи будет нанесён урон. В этом случае волки задирают любимых ручных оленей или просто душат несколько первых попавших под зубы ездовых животных.

Олень — самое ценное в жизни ненца, их потеря от волка принимается близко к сердцу. Но человек не таит зла на обидчика, понимая, что он или его домочадцы нарушили табу. Ненец с почтением относится к волку. Часто среди культовых предметов хранятся зооморфные фигурки этого животного, как хранителя оленьего стада. Когда-то шаманы использовали в своих обрядах сушёную волчью лапу для поиска и наказания вора. Обычно в кульминации сказаний волки превращаются в людей, духов-покровителей какой-либо семьи, в наших небесных защитников: Явмал, Нумгипой, Илебямпэртя.

Мамонт

Мамонт (я хора) — в фольклоре ненцев встречается редко. В основном он являлся транспортным средством подземного духа Нга. В некоторых сказках великан Сюдбя запрягал четырёх мамонтов, выезжал из дремучего леса, пугал жителей тундры своим видом и криком. Существа эти из подземного мира разъезжали на мамонтах по всем составляющим пластам ненецкого пантеона. И поэтому мамонт является связующим звеном между мирами. В реальности этот великан оставил свой след в виде костей и клыков под вечной мерзлотой тундры.

Йети

Ещё одно мифическое животное в эпосе ненцев Нгаятар (волосатое тело), обезьяноподобное существо. Так как обезьяны никогда не водились в наших краях, возможно, эти существа были реликтовыми полулюдьми, полуживотными. В любых сказаниях они поедают людей и оленей. Эти обезьяны – воплощение божества подземного мира — служили транспортом злого духа Нга. Он запрягал их в железные нарты и с грохотом катался по различным мирам, сеял зло и болезни. Можно предположить, что эти волосатые существа были йети, но в реальности они не поедают людей, обладая огромной энергетической силой, а влияют на пространство вокруг себя. Йети не причиняет зла, он просто может «подшутить» над человеком. Обезьяны, возможно, были неким средним звеном между людьми и животными, ведь существа, присутствовавшие в любом фольклоре народов мира, по мнению людей, существовали в реальности.

Автор: Надежда Салиндер