Здравствуй, школа!

Яркое насыщенное впечатлениями и событиями лето позади, до начала учебного года осталось несколько дней, их юные тундровики проведут уже в стенах образовательного учреждения, готовясь к занятиям.

Собирать учеников Тазовской школы-интерната со всех уголков Тазовской и Находкинской тундры специалисты начали 25 августа с отдалённых кочевий, которые находятся в 250 километрах от райцентра. Погода внесла свои коррективы, поэтому первый борт в этот день отправился лишь после обеда. В субботу повезло больше: уже в восемь часов утра вертолёт с опытным проводником на борту отправился в дальние бригады СПК «Тазовский». Николай Хоротэтто трудится педагогом дополнительного образования, но два раза в год — в мае и августе — последние 20 лет он выступает в качестве проводника, который хорошо знает тундру и на связи с родителями учеников.

— Сбор детей мы начали в пятницу. Летали по дальним бригадам СПК, которые находятся в 250 километрах от райцентра на границе с Красноярским краем. Собрали около 30 учеников. Сегодня продолжаем. В планах собрать ещё 40 детей. Сейчас отправляемся к рыбакам. С ними легче, они каждый год на одних и тех же точках располагаются, а вот оленеводы постоянно каслают, но они сами выходят на связь и говорят координаты мест, где будут находиться. Знают, что мы прилетим. Сейчас нам повезло, сели на пески — и сразу полный борт школьников. Такое случается редко, чаще приходится облететь не одно стойбище, чтобы собрать 20 ребят, — отмечает опытный проводник Николай Хоротэтто.

Надо-Марра — один из самых многолюдных рыболовецких песков, здесь сейчас живут порядка 30 семей. Кажется, все они собрались около площадки в ожидании вертолёта. Тех, кто полетит в райцентр, легко определить по рюкзакам и сумкам с вещами, рядом — мамы и папы, в глазах которых грусть от расставания. Младшие братишки и сестрёнки с интересом наблюдают за всей этой суетой.

— Сегодня провожаю студента и двух школьников: один в десятый класс идёт, второй в седьмой. Я не волнуюсь! Скоро будет переброска рыбаков, отсюда уедем в Тазовский, там навещу детей, посмотрю, как устроились, всё ли хорошо. В течение учебного года постоянно поддерживаем связь и стараемся как можно чаще навещать своих учеников, — признаётся многодетная мама Лилия Ядне.

Школьники быстро занимают места в вертолёте. 16 мальчишек и девчонок с волнением смотрят в иллюминаторы, пока родные чумы совсем не исчезли из виду. Среди пассажиров и те, кому предстоит сделать первые шаги по дороге знаний, и те, кто вышел на новую ступень и стал студентом, чтобы получить профессию. Меньше часа полёта, и ребята уже в Тазовском. С вертолёта пересаживаются в автобус, который доставляет
воспитанников Тазовской школы-интерната в корпуса, где их уже встречают вторые мамы — воспитатели.

Для первоклассниц Анжелики Неркахы и Аделины Салиндер, которые к тому же подружки и двоюродные сёстры, здесь всё в новинку. На входе в спальный корпус девочек встречает воспитатель с 28-летним стажем Галина Станчук и ведёт в группу, которая на ближайшие девять месяцев станет их вторым домом. По пути проводит небольшую экскурсию. Первоклассницы ловят каждое слово. В группе их встречают сверстники и с любопытством провожают до комнаты, где девочки выбирают кровати и шкафчики. Анжелика сразу же начинает разбирать свой рюкзачок: любимую игрушку — на кровать, возле подушки, а вещи аккуратно раскладывает по полочкам. От этого учебного года она ждёт много интересного.

— Думаю, год будет прекрасным. Познакомлюсь с одноклассниками, у меня появятся новые друзья, а ещё я хочу научиться читать и писать, — делится планами на ближайший учебный год Анжелика Неркахы.

Пока девочки знакомились со своими новыми соседями, в группу несколько раз заглянул Михаил Неркахы, будущий выпускник Тазовской школы-интерната и родной брат Анжелики: видно, что он волнуется за сестричек.

— Пришёл, чтобы узнать, в какой группе они будут жить, где их комнаты, кто воспитатель, как устроились? Сёстры более современные, продвинутые. У них есть телефоны, они уже до десяти считают, хорошо различают цвета. Думаю, им будет легко адаптироваться к школьной жизни. Я их буду навещать в свободное время, — утверждает Михаил Неркахы.

Хотя свободного времени у одиннадцатиклассника будет не так много, ведь впереди подготовка к экзаменам.

— Главное — хорошо окончить 11-й класс. Планирую продолжить учиться, заниматься волейболом и нацвидами. Лето провёл на песках, рыбачил, отдыхал. Там время течёт по-другому, нет интернета, нет машин, воздух чище и свежее. Рыбалка, ягоды, грибы. За три месяца «перезагрузился», набрался сил для финишного рывка. С учебным заведением ещё не определился, но хочу поступать в военное училище, — добавляет Михаил.

Пока в девятой группе 9 первоклассников, к 30 августа их будет, как и положено, 20. Для Галины Михайловны это уже пятый первый класс, она отлично знает, как помочь тундровым детям адаптироваться в непривычных условиях.

— В прошлом учебном году выпустила 9-й класс и вот снова принимаю 20 первоклассников. Знаю, как с ними надо работать, как помочь адаптироваться. С первого взгляда поняла, что эти детки всё знают, они такие умнички, мы прекрасно общаемся, и завтра, думаю, будет первое занятие. К началу учебного года нам нужно подготовиться: получить и примерить одежду, собрать школьные принадлежности в рюкзачки, провести занятие на тему «Как вести себя в школе». Хочу научить их всему самому хорошему, чтобы они были добрыми, умными, вежливыми, самостоятельными. Чтобы из них выросли хорошие люди! Дети только приехали и сразу потянулись к книжкам. У меня в группе 6 бывших «нулевичков», это замечательно. Они в прошлом году готовились, всё знают — буквы, цифры, работают с пластилином. Это очень хорошо, потому что за этими ребятами будут тянуться и остальные, они уже взаимодействуют, — отмечает воспитатель 9 группы Тазовской школы-интерната Галина Станчук.

В этом году в Тазовской школе-интернате будут жить без малого 450 воспитанников, в том числе и гыданские школьники — первоклассники, а также ученики 3-4 и 7-8 классов.

Автор: Мария Демиденко,
фото автора