Здесь будет эко-парк!

В начале марта мы посетили детский сад «Оленёнок», где с осени прошлого года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» реализуется проект «Острова успеха»

Определили главную тему

     С прошлого года в «острова» погрузились многие детские сады Тазовского района. Ещё в сентябре 2019 года педагоги и воспитатели организовали творческую группу, где обсудили основные идеи проекта, поделились опытом, а также внесли корректировки в план проекта и провели педагогическую диагностику дошкольников. Свою идею представили и воспитатели из «Оленёнка». За основу главной темы проекта педагоги дошкольного учреждения взяли проблему экологии: на территории детского сада совместно с ребятами они соорудят небольшой эко-парк. Создают зону отдыха 130 воспитанников и 18 педагогов. О тонкостях работы в дошкольном учреждении рассказала руководитель проекта, воспитатель детского сада «Оленёнок» Лариса Аблинова:

— С октября 2019 года мы начали погружаться в так называемые «острова». За всё время проекта ребята должны пройти пять этапов: «Остров дружбы», «Зелёный остров», «Лего-остров», «Остров Вселенной» и «Остров волшебства». Сейчас мы подходим к завершению четвёртого этапа. Так, в октябре работал «Остров дружбы»,основная цель которого — сплочение команды. Мы подбирали игры для развития креативного дивергентного мышления, рассуждали о будущей модели не обустроенного островка нашего детского сада, предлагали юным участникам проекта пофантазировать и придумать необычную и интересную тему, которая станет главной идеей. Мальчики, в основном, хотели построить небольшой автогородок, девочки – королевский замок. Но, обозначив проблему, пришли к тому, что главной темой нашего проекта будет эко-парк.

Модель эко-парка

     На реализацию каждого острова выделяется около одного месяца. Определив главную задачу, ребята перешли на следующий этап — «Зелёный остров».

— Здесь мы рассмотрели природные условия нашего района, порассуждали, какие растения могут произрастать на территории детского сада, каким образом будет устроен наш эко-парк, что потребуется, чтобы сделать зелёную зону. Совместно с ребятами придумали каталог растений для высадки в экологическом парке, из этого списка затем выберем несколько растений, которые посадим на последнем этапе. В каталоге есть различные виды: толокнянка обыкновенная, багульник, алмазный лист, ягель, куропаточья трава, водяника и другие. Из всего многообразия выберем самые безопасные для детей – без плодов, — пояснила Лариса Аблинова.

     Последний месяц календарного года был посвящён конструированию. На «Лего-острове» воспитанники с помощью деталей для сборки мастерили элементы эко-парка, но сначала определили, какие постройки будут там находиться.

— Каждый строил своё: площадку, деревья, скамейки, клумбы, горки и башенки. Сначала мы делали всё отдельно по группам, а потом собрали детали в одну большую модель. Я делала горки и скамейки — самое сложное было соединить горки между собой, — прокомментировала проделанную работу воспитанница Варвара Киндратюк.

Метод проб и ошибок

     В январе-феврале работа по проекту проводилась в группах: воспитатели организовывали игровые занятия.

— Ежедневно мы проводим занятия в игровой форме по развитию дивергентного мышления. С помощью проб и ошибок дети решают «проблемы», которые встречают на каждом этапе проекта. «Острова успеха»помогают развить успешного человека в социуме, который сможет решать множество задач одновременно, сохранив психологическое здоровье, развивая лидерские качества и нестандартное мышление, — уверена музыкальный руководитель детского сада «Оленёнок» Ольга Емелова.

     В начале 2020 года в рамках проекта «Острова успеха» педагоги провели сквозной проект – «Телеоленёнок». Дети в роли журналистов и ведущих записывали интервью с другими воспитанниками детского сада, опрашивали педагогический состав, родителей. Респондентам задавали вопросы о проекте «Острова успеха», например, какую оценку они бы дали проделанной работе, какие идеи могли бы ещё предложить. Попробовать себя в журналистской и телевизионной деятельности удалось и юной Милославе Лукьяненко.

— Быть корреспондентом – это познавательно! Можно встретить много интересных людей! Корреспондент должен быть смелым, любознательным и умным. Ведущим быть легче, потому что на тебя никто не смотрит. Здесь нужно быть доброжелательной, серьёзной и собранной, — считает Милослава Лукьяненко. — В роли ведущей я рассказывала про конкурс «Воспитатель года», про Правила дорожного движения и про наш проект «Острова успеха».

«Остров Вселенной»

     В марте воспитанники погрузились в космический остров. Здесь дети под руководством педагогов провели эксперименты и исследования, с помощью которых узнали много полезной и интересной информации, например, растут ли во Вселенной какие-то растения, на какой планете и при каких условиях можно разбить парк.

— Мы проводим много разноплановых занятий: например, создаём полноценную картинку из осколков астероидов и льдинок с помощью своего воображения и карандашей. Чем ярче получается картинка, тем сильнее у ребёнка развито дивергентное мышление. Позже воспитанники закрепляют свои знания повторением пройденной темы, — объяснила педагог дополнительного образования детского сада Светлана Астаева.

     Кто-то в осколках видит человека, кто-то машинку или робота, а воображение воспитанника Михаила Зятева нарисовало целый летательный аппарат.

— Мне понравилось задание, в котором мы рисовали картинки. Когда посмотрел на осколок астероида, сразу же увидел ракету. Чтобы нарисовать её, я выбрал оранжевый и синий карандаши, — поделился идеей Михаил Зятев. — А ещё недавно смотрели, как действует магнитное поле у Юпитера и Земли. Легче всего было запомнить, из чего состоит наша планета: внутреннее ядро, внешнее ядро, мантия, жидкая часть и земная кора.

Заключительный этап

     На протяжении шести месяцев воспитанники детского сада «Оленёнок» познавали окружающий их мир, и теперь ребятам остаётся реализовать задуманную идею и дождаться наступления лета.

— Так как в мае у нас ещё лежит снег, мы планируем превратить необустроенный уголок площадки в красивый экологический парк в июне: посадим растения, поставим скамейки и клумбы, сделанные своими руками. В дальнейшем ребята смогут гулять там вместе со своими родителями, и, возможно, будут приходить туда после выпуска из детского сада, — надеется Лариса Аблинова.

     Совсем скоро повторная диагностика дошкольников покажет, насколько новая методика помогла научить ребят мыслить разносторонне.

Автор: Нина Кусаева, Роман Ищенко (фото)