Все PROфессии важны

Почувствовать себя педагогом или узнать тонкости работы культорганизатора — в газ-салинском ДЮЦ продолжается реализация профориентационного проекта.

В прошлом учебном году в учреждении стартовал проект «Сопровождение профессионального самоопределения школьников. Профсубботы». Его цель — помочь школьникам определиться с будущей профессией, учитывая современную социокультурную и экономическую ситуацию в Тазовском районе и регионе.

Видеоролики о профессиях

Школьники снимают видеосюжеты «PRO профессии», где рассказывают об истории, плюсах и минусах конкретной специальности. Съёмки — это одно из трёх направлений реализации проекта.

— Также у нас запланировано создание буклетов и листовок с информацией о профессиях и цикл мероприятий. Съёмкой видеосюжетов занимаются члены волонтёрского отряда «Аструм» — это учащиеся 8-го класса. По рекомендации департамента образования к съёмкам привлекаем ребят из Дома творчества, газ-салинской и тазовской школ. Ежемесячно у нас выходит один видеосюжет, который состоит из четырёх частей: историческая справка, интервью, эксперимент «Примеряю профессию», плюсы и минусы профессии, — рассказывает руководитель проекта, педагог-организатор ДЮЦ Ольга Рыбкина.

Ребята уже сняли видеоролики о педагоге дополнительного образования, педагоге-психологе, педагоге-организаторе, воспитателе, учителе. Девушки, участвующие в проекте, признаются, что знакомиться с профессиями им очень нравится.

— Мне интересно попробовать себя в роли специалиста, так знакомишься с профессией на практике. Понравилась работа психолога в школе, в ней самое сложное, на мой взгляд, — учесть проблемы человека и постараться помочь ему. Наверное, для этого нужен опыт, — считает восьмиклассница Настя Тугова.

Сейчас ребята вместе с руководителем трудятся над созданием видеоролика о работе культорганизатора, а в середине декабря знакомились с профессией библиотекаря.

В библиотеку — не только за книгой

Пять восьмиклассниц, участницы волонтёрского отряда «Аструм», уже не застали то время, когда в библиотеке должна стоять тишина, а разговаривать можно только шёпотом. Сегодня библиотека — это творческое пространство, где можно не только почитать и выбрать книги, но и посмотреть фильмы, поучаствовать в мастер-классах или увлекательных встречах. Об этом школьницам рассказала библиотекарь газ-салинской библиотеки Татьяна Валькина. Также она поведала девушкам об истории профессии и главных её особенностях:

— «Библиотека» переводится как «книгохранилище». Чтобы в XIX веке устроиться в московские библиотеки, мало было иметь хорошее образование, человек должен был знать три языка. Раньше книги могли иметь только зажиточные люди, а теперь книга доступна всем. Со временем библиотека утратила значение слова, потому что здесь не только хранятся книги, сейчас сюда можно прийти поиграть в настольные игры, сделать уроки, посидеть в интернете. Основная задача библиотекаря — научить ребёнка пользоваться информацией, находить нужную, привить любовь к чтению и хороший вкус, потому что не каждая книга является хорошей и полезной литературой.

После рассказа о профессии и экскурсии по фондам восьмиклассницы могли попробовать себя в роли библиотекаря: они зарегистрировали нового читателя, нашли и записали книгу, которую нужно вернуть через 14 дней.

— Если понимаете, что не успеваете прочитать за две недели, можете просто меня предупредить, что принесёте позже, — добавляет библиотекарь.

Школьница Раяна Генаева провела мини-интервью с героиней ролика. Татьяна Валькина рассказала на камеру о современных качествах библиотекаря, о сложностях в работе и о современном библиотечном пространстве.

Пока руководитель проекта Ольга Рыбкина записывала ведущих для видеосюжета «PRO профессии», девушки с библиотекарем разговорились о прочитанных книгах, любимых жанрах, обменялись советами что почитать и какие фильмы, снятые по произведениям, посмотреть. В итоге после двухчасового нахождения в библиотеке каждая школьница выбрала домой по несколько книг, а Настя Тугова даже задумалась о том, не поработать ли в библиотеке.

— Наверное, тут самое сложное — это найти подходящую книгу, учитывая предпочтения читателя. Но поработать было бы интересно, — признаётся Настя.

— Это очень интересная профессия: ты много общаешься с людьми, можно найти друзей по интересам. Не думаю, что у библиотекаря есть много свободного времени на чтение книг, но он всё равно знает обо всех новинках и популярной литературе, — рассуждает о профессии восьмиклассница Екатерина Гнатюк.

Игры тоже помогают

В 2021 году проект ДЮЦ получил финансовую поддержку компании «Меретояханефтегаз». На средства гранта в детско-юношеский центр закупили настольные игры, мебель для класса, где проходят занятия по профориентации, форму для волонтёров.

— Это один из образовательных проектов, реализуемый нашим предприятием в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». В партнёрстве с администрацией Тазовского района мы даём школьникам возможность примерить на себя разные компетенции и определиться с профессиональным будущим. И, конечно, готовы рассказать и показать, как работают нефтяники, — прокомментировал проект генеральный директор «Меретояханефтегаза» Александр Михеев.

Настольные игры очень популярны у молодёжи, а «настолки» с уклоном в профессии — это ещё полезнее, уверены специалисты. Занятия с играми из цикла «Мир профессий будущего» и «Навигатум» педагоги организуют на базе школы и ДЮЦ. Также они планируют выезды с этими играми в школы райцентра.

В мае на страницах «СЗ» мы рассказывали о том, как проходят такие профориентационные занятия со школьниками: тогда ребята играли в «Компас новых профессий». В новом учебном году в настольные игры на тему профессий играли учащиеся 7-х и 9-х классов.

Буклеты и листовки

Раз в месяц волонтёры вместе с руководителем придумывают и выпускают буклеты и листовки о профессиях, а также делают публикации в соцсетях. Там можно найти советы психолога детям и родителям при выборе профессии, информацию о наиболее востребованных специалистах на Ямале и в Тазовском районе. Все буклеты создаются в электронном варианте и рассылаются в образовательные организации района.

Результаты проекта

Несмотря на то, что проекту ещё нет и года, инициаторы уже могут похвастаться первыми серьёзными результатами. Помимо полученного гранта, это выпуск пяти видеосюжетов и 10 видов электронной продукции, а также мероприятие районного масштаба.

— В марте мы провели районный интеллектуальный профтурнир «Знатоки профессий», в нём приняли участие 6 команд обучающихся 8-11-х классов из трёх образовательных организаций Тазовского и Газ-Сале. В проекте нам также помогают сотрудники школы и детского сада «Сказка» Газ-Сале, районного Дома творчества, детского сада «Радуга». После занятий с использованием настольных игр мы слышим только позитивные отзывы от школьников и педагогов — дети увлекаются, им становится интересно познавать мир профессий, — добавляет Ольга Рыбкина.

Опыт педагогов ДЮЦ в профориентационной работе уже отмечен на конкурсах различного уровня. Так, проект «Сопровождение профессионального самоопределения школьников. Профсубботы» победил в международном конкурсе педагогического мастерства «Идеи образования — 2021», стал третьим на всероссийском педагогическом конкурсе «Мой лучший проект», вторым в конкурсе профессионального мастерства «Передовой педагогический опыт в системе дополнительного образования детей — 2021».

— Современная ситуация на рынке труда в России заставляет по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школах. Ежегодно появляется около 500 новых профессий, причём некоторые «живут» всего лет десять. Самостоятельно разобраться в специальностях ребятам сложно. «Профсубботы» помогут подросткам не только узнать о новых востребованных профессиях, но и сделать осознанный выбор с учётом своих предпочтений, — отмечает начальник департамента образования администрации Тазовского района Алевтина Тетерина.

В ближайших планах волонтёров — участие в неделе профориентации, которая намечена на январь, а также продолжение создания видеороликов о профессиях. Все видеоролики «PRO профессии» можно посмотреть в соцсетях. Проект рассчитан до конца ноября 2023 года.

Автор: Елена Герасимова, фото автора