Врачи, дизайнеры, учителя — топ желаемых профессий

Районный фестиваль «PROпрофессии. PROвыбор» собрал более 200 человек. Педагоги, родители и школьники узнали о рынке вакансий, с помощью тестирования ответили на вопрос «Кем быть?», а также поближе познакомились с некоторыми профессиями.

Фестиваль в новом формате

На базе Тазовской средней школы состоялось масштабное профориентационное мероприятие. Традиционный фестиваль в этом году сменил свой формат: это стало возможным, в том числе и благодаря команде школьников — авторов муниципального проекта «ФЕСТИ-ПРОФ». Ребята во время стратегической сессии предложили своё решение вопроса нехватки местных кадров.

— Мы придумали проект «ФЕСТИ-ПРОФ», в котором было два блока: вводная часть, где рассказывают о профессии, второй блок мы обозначили как «24/7» — так называемое «погружение в профессию». Чтобы дети увидели этот труд изнутри, и, может быть, в будущем они вернутся в эту профессию. Сегодня в душе у меня салют от того, что наша идея так быстро начала реализовываться, — признаётся школьник Фёдор Агаев.

— В рамках муниципального проекта уже состоялось несколько профпроб. Ребята ходили в пожарную часть, посетили средства массовой информации, ОМВД, прошла встреча учащихся медицинского корпоративного класса с главным врачом Тазовской ЦРБ. Также дали своё согласие на встречу со школьниками дорожно-транспортное предприятие, детский сад «Рыбка», районный Дом творчества. Мы обсуждали со старшеклассниками, куда ещё они хотят попасть, — поясняет начальник отдела дополнительного образования и воспитательной работы департамента образования администрации Тазовского района Наталья Антонова.

Неделя перед фестивалем у старшеклассников была насыщенной: они посещали предприятия и организации района, беседовали с руководителями. Но самое интересное, конечно, здесь — 14 тематических площадок на любой вкус. Организаторы разделили мероприятие на три блока: информационный, игровой диагностический и профессиональные пробы.

Все профессии нужны

Во время регистрации школьникам предложили написать на стикерах предпочитаемые профессии, чтобы определить самые популярные. Топ-3: врачи, дизайнеры, учителя. И ещё список более чем из 20 профессий, большинство из которых востребованы на тазовском рынке труда. Сегодня на каждого обратившегося в Центр занятости населения района приходится 40 вакансий, всего их 1400.

— Район нуждается в педагогах и воспитателях, в учреждения культуры и спорта требуются тренеры, культорганизаторы, руководители кружков. Здравоохранению нужны врачи узких специальностей. Активное строительство требует инженеров, проектировщиков, сметчиков. Есть запросы и из сферы обслуживания: водители, продавцы, пекари, повара, — говорит начальник Центра занятости в Тазовском районе Оксана Воротникова. — Есть ряд программ, направленных на помощь в трудоустройстве, подробнее о которых можно узнать в Центре занятости.

Получить профессию можно даже на Ямале: 8 колледжей готовят специалистов по разным направлениям.

Кем быть?

Далеко не все участники фестиваля, а среди них — ученики тазовских и газ-салинской школ, уже определились с будущей профессией. Для них организаторы приготовили тестирование «Кем быть?» и квест-игры.

Пока восьмиклассница Ксения Ядне отвечает на вопросы, её мама стоит в сторонке. Эльвира убеждена: какой бы выбор ни сделала её дочь, она его поддержит.

— Я хочу лучшего для своего ребёнка. Она ещё не определилась с профессией, но мне кажется, это будет что-то связанное с культурой и искусством, — считает Эльвира Ядне.

Ксения с детства увлекается рисованием, танцами, с этого года в сферу интересов попал спорт. Но результаты теста, напротив, говорят о том, что из Ксении Ядне получится хороший корректор, секретарь, архивариус, экономист, бухгалтер, нотариус или чертёжник.

— Нет, это всё не моё, — уверена восьмиклассница. — Я ещё не определилась, но мне кажется, что моя будущая профессия будет связана с искусством. Профессиональные пробы Пожалуй, самая интересная часть фестиваля — профпробы, где каждый мог попробовать себя в том или ином деле. В кабинете технологии, например, кто-то учится готовить рыбу и гарнир к ней, кто-то — украшать блюда с помощью искусно вырезанных элементов из овощей.

— Фантазия есть, а усидчивости и терпения не хватает, поэтому пока не очень получается сделать цветок из редиса. На кулинарию пошла из любопытства — люблю готовить. Хотя моё будущее не связано с работой повара, я выбрала педагогику, хочу стать воспитателем или психологом, нравится общаться с людьми. У меня даже в классе кличка Лена-психолог, — признаётся восьмиклассница Елена Белоус.

В соседнем кабинете слышен характерный звук бормашины, но это не стоматолог. Здесь ребята делают свои первые шаги в косторезном ремесле.

— Эти навыки могут пригодиться где угодно, в той же стоматологии, даже оборудование схожее, или в декоративной обработке — сейчас это очень модно. В нашем регионе достаточно много резчиков, которые известны на международной арене. Как правило, они совмещают несколько профессий. Навыки резьбы по кости можно применять в ювелирном деле, — рассказывает о профессии педагог дополнительного образования районного Дома творчества Алексей Юрьев. — Резьба по кости — это в первую очередь усидчивость, некоторые изделия до 8 месяцев изготавливаются, поэтому на занятиях мы начинаем с простого, чтобы ребёнок сразу сделал и поделился своей радостью с родными, тогда появляется и мотивация.

Анжелика Пурунгуй с увлечением вырезает линии, спустя 10 минут на кости появляется силуэт оленя. Девушка и сама не ожидала, что освоит такое непростое ремесло, но результат её впечатлил.

— Это мой первый опыт, и он оказался удачным! Было легко. Медальон оставлю себе на память, потому что это моя первая работа из кости. Это очень интересный опыт, но я хочу стать учителем начальных классов. На выбор повлияла моя первая учительница — Юлия Богдановна Лапсуй. Хочу быть похожей на неё. Она очень добрая, хорошая, умеет объяснить любую тему. Юлия Богдановна научила нас учиться, а это самое главное. Она никогда нас не ругала, — говорит девятиклассница Анжелика Пурунгуй.

Врач или лаборант?

В кабинете ОБЖ ребята общаются с фельдшером скорой помощи.

— Какой выезд был самым трудным? — интересуются старшеклассники.

— Самый трудный выезд был здесь, в Тазовском. В 2 часа ночи позвонил мужчина средних лет, жаловался на боль в ухе. На месте выяснилось, что у него ножевое ранение за ухом, в результате которого задеты магистральные сосуды. Мужчина потерял больше двух литров крови. Если бы не приехали вовремя, он мог погибнуть.

В нашей работе к каждой информации нужно относиться серьёзно, если человек обратился за медицинской помощью, значит, ему это необходимо, — уверен фельдшер скорой помощи Тазовской ЦРБ Андрей Фёдоров.

А какое же погружение в профессию без практики?!

В этот раз ребята учились правильно измерять артериальное давление.

— Сегодня я впервые мерила давление механическим тонометром. Нам всё объяснили, это совсем не сложно. Я после 9 класса собираюсь поступать на ветеринара, хотя больше мне нравится фотография, но родители убедили меня, что это — хобби. А поскольку люблю животных, выбрала ветеринарию, — признаётся девятиклассница Азиза Бейтуллаева.

Для тех, кого интересует медицина, точнее, профессия лаборанта, организовали встречу со специалистом. Ребята смогли рассмотреть в микроскоп клетки крови и поближе познакомиться с профессией.

— Мы смотрели через микроскоп на клетки крови больного человека, они у него в виде цветочка. Ещё лаборант рассказала много интересного о крови. После этого занятия хочу быть доктором, а до этого мне нравилась профессия актёра, психолога и журналиста на телевидении. Осталось выбрать, — шутит восьмиклассник Фёдор Агаев.

Для любителей точных наук было предложено 3D-моделирование. На 3D-принтерах можно напечатать многое — от игрушки до человеческого сердца.

— 3D-моделирование применяется в различных сферах: медицина, юриспруденция, автомобилестроение, архитектура, строительство, мультипликация, киноиндустрия. Освоить несложно, главное — захотеть, — уверен педагог дополнительного образования районного Дома творчества Юрий Темнов.

Продолжение будет…

Вот так незаметно, переходя из кабинета в кабинет, школьники знакомились с профессиями. Три часа пролетели как одно мгновение, чувствовалось, что ребятам хочется продолжения фестиваля. И оно будет.

— Фестиваль удался! Самая главная цель — помочь школьникам определиться с выбором профессии. Формат фестиваля очень масштабный, много разных мероприятий, на разных площадках.

— Хотелось детям объяснить, куда они могут пойти учиться, донести, что нужно выбирать те профессии, которые будут конкурентоспособны на рынке труда. Дети с удовольствием участвовали в мероприятии, все площадки были востребованы. Получая обратную связь, мы понимаем, что это нужное и важное мероприятие. В будущем хотим расширить список профессий и приглашать людей из других сфер, — говорит начальник департамента образования администрации Тазовского района Алевтина Тетерина.

Фестиваль «PROпрофессии. PROвыбор» завершился, а муниципальный проект «ФЕСТИ-ПРОФ» продолжается. До конца учебного года ребят ждут «профессиональные пробы» на базе дорожно-транспортного предприятия, в учреждениях образования, районной больнице и других организациях, которые выберут школьники. Такая системная работа поможет выпускникам сделать осознанный выбор профессии. Ведь это очень здорово, когда есть любимая работа.

Автор: Ольга Ромах,
Роман Ищенко (фото)