В земле ямальской просиявшие

СЗ представляет новый проект, посвященный 90-летию Ямало-Ненецкого автономного округа и Тазовского района. Он о тех, кто открывал эти северные просторы, исследовал побережье Карского моря, находил подземные кладовые нефти и газа, своим трудом приумножал богатства нашего края. О тех, кто оставил свой след на карте, в наших сердцах и мыслях.

Мы продолжаем рассказ о мореплавателях-первопроходцах, чьи имена навечно вписаны в географические карты Ямала и Тазовского района

Географическая карта. Мы часто с большим интересом рассматриваем её. Это увлекательное занятие — сравнивать старинные карты с нынешними. Земля словно медленно проявляется, приобретая свой подлинный облик. Сравнивая, мы приходим к осознанию того, какой громадный труд стоит за каждой чёрточкой на карте, за каждой цифрой, изгибом синей жилки реки, изогипсой морской впадины и штрихом горной вершины, сколько мужества и человеческого терпения многих поколений понадобилось, чтобы мы узнали настоящее лицо нашей Земли.

Те, кого манит свет Полярной звезды — мореходы и геодезисты, геологи и ботаники, топографы и гидрологи, этнографы и зоологи, – мужественно, презирая и преодолевая опасности, шли на освоение высоких широт. В их честь названы острова, проливы, лагуны в Карском море, холодном студёном море, омывающем северные берега Тазовского района.

Мог человек жить спокойно, проживая накопленные миллионы? Наверное, мог. Но он пускался в полярные предприятия. Речь идёт о сибирском предпринимателе, золотопромышленнике, меценате Александре Михайловиче Сибирякове (08.10.1849-02.11.1933). Он разбогател на восточносибирских приисках. История забыла имена богатых воротил, его же — запомнила. Потому что многие тысячи золотых рублей он потратил на то, чтобы «словом и делом» развить «будущность Сибири». Александр Михайлович испытывал неудержимую тягу к странствиям по труднодоступным местам, не раз переваливал Полярный Урал, штормовал в полярных морях. Загоревшись идеей морского транспортного моста Европа-Сибирь, он в 1880 году нанял пароход «Оскар Диксон» и из норвежского порта Гаммерфест взял курс на енисейское устье. Благополучно миновав «кончик» ямальского носа – остров Белый, — шведский пароход упёрся в стену паковых льдов. Взяв южнее, капитан привёл судно в Гыданскую губу.

Стояла арктическая осень. «Диксон» везде утыкался во льды. На пароходе приготовились к зимовке. Сибиряков подождал, пока подстыла тундра, и начал действовать. Он связался с береговыми ненцами, нанял два оленьих каравана. С одним караваном, на котором ехали больные и немощные моряки, Александр Михайлович двинулся к Обдорску.  Помощь тундровиков оказалась неоценимой: все путешественники благополучно выдержали почти тысячекилометровый путь по восточному побережью Обской губы. Такого примера история исследования Северной Сибири не припомнит. Возможным это стало благодаря необыкновенной разворотливости Сибирякова.

Оставшиеся на пароходе моряки благополучно перезимовали, пользуясь поддержкой окрестных оленеводов, даже не заболели цингой. Подвела их торопливость капитана Нильсона: как только вскрылась Гыданская губа, он вывел судно на открытую воду. Столкнувшись с матёрой льдиной, пароход затонул. Экипажу пришлось спасаться на шхуне и шлюпках. Сурово встретил Гыдан своих первых исследователей.

В 1892 году Александр Михайлович Сибиряков вернулся в места, с которыми у него было связано так много, – предпринял путешествие на пароходе «Енисей» от Берёзова до Тазовского устья. Время для путешествия оказалось не совсем удачным: сентябрь – месяц штормов. Судно не раз садилось на мель, часто попадало в шторм.

«Пароходных сообщений Таза с Обдорском, — с горечью констатировал путешественник, — не устроено. Между тем такое сообщение имело бы значение для всего северного края…».

Меценат жертвовал огромные суммы на благотворительные цели. На его средства был обследован водораздел Оби и Енисея. Дорого в то время стоила любовь к Арктике – умирал Александр Михайлович Сибиряков разорённым.

В Карском море, у выхода из Гыданской губы, есть остров Сибирякова. Вечный памятник неукротимому духу русского патриота. Его именем был назван ледокольный пароход.

Юлий Михайлович Шокальский (17.10.1856-26.03.1940) — выдающийся советский географ, океанограф, картограф, Почётный член Академии наук СССР. Он прожил долгую жизнь. Родился за пять лет до отмены крепостного права. Он — внук Анны Петровны Керн: его мать, Екатерина Ермолаевна, была её дочерью.  Детские годы подросток провёл в Тригорском и был другом младшего сына Александра Сергеевича Пушкина – Григория Александровича.

Шокальский — военный моряк и много лет был профессором Военно-Морской академии, где читал курс географии и океанографии. Обстановка его квартиры и весь облик этого человека олицетворяли романтику далёких странствий в морях и океанах.

Очень большое внимание Шокальский уделял полярным проблемам. Никогда не участвуя в полярных экспедициях непосредственно, он внимательно следил за всем происходящим к северу от Северного и к югу от Южного полярных кругов и прекрасно знал всех крупных полярных исследователей, находясь с ними в оживлённой переписке.

Учёный всегда активно поддерживал идею практического использования морского пути вдоль северных берегов Сибири. Не без его помощи Макаров добился постройки знаменитого первого крупного ледокола «Ермак». В своих лекциях Шокальский говорил студентам: «Изучение Арктики и освоение Северного морского пути — очень важная и интересная задача». По инициативе Юлия Михайловича в наших краях работала экспедиция, изучавшая реку Таз и Тазовскую губу. Это было первое научное обследование этого северного района.

Специальное морское образование, постоянная связь с гидрографией сделали Шокальского крупнейшим специалистом в области океанографии. В 1917 году вышла в свет его «Океанография», которая является гордостью не только советской, но и мировой науки. Шокальский ввёл понятие о едином Мировом океане, считая все океаны — Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий — частями Мирового океана, и убедительно доказал это.

Огромную роль в профессиональном и  научном становлении Юлия Михайловича Шокальского сыграло Русское географическое общество, действительным членом которого он стал в апреле 1882 года. За более чем полвека в РГО Юлий Шокальский прошёл путь от секретаря отделения географии физической до председателя и почётного президента: причём 35 лет его деятельности пришлось на дореволюционный период, а 23 года – на советское время.

В деятельности РГО он принимал поистине самоотверженное  участие, это и многочисленные экспедиции, международные конгрессы, конференции и выставки, строительство собственного здания РГО и сохранение его в сложный послереволюционный период.

Шокальский стал инициатором и редактором первого школьного атласа.

Его имя не раз встречается на географических картах мира. В акватории Карского моря и при входе в Обскую губу в его честь названы два острова.

Именами великих первооткрывателей Арктики названы острова в Карском море, входящие в состав Ямало-Ненецкого автономного округа. Такой чести были удостоены в том числе и Александр Сибиряков и Юлий Шокальский

Справка:

Дата начала плаваний по Карскому морю неизвестна. В истории зафиксирован только факт, что в 1556 году английский путешественник Стивен Бороу нашёл у встреченных им в Карских воротах русских моряков отчётливое представление о морском пути до устья Оби и полную готовность сопровождать по нему англичан. Имеется отписка тобольских воевод М. М. Годунова и И. Ф. Волконского царю от 1601 года, где даётся описание этого пути: проливом Югорский Шар до западной части Ямала, затем по реке Мутной (приток Мордыяхи) до водораздела с рекой Сёяха (Зелёной) — озёр Нейто и Ямбуто — далее волоком и рекой спуск в Обскую губу. Из Обской губы открывался путь на юг по Оби (Обдорск) и на восток через Тазовскую губу (Мангазея) в бассейн Енисея.

Первыми иностранцами, которые достигали Карское море, были:

Между 1576 и 1580 годами — голландец Оливер Брюнель по поручению Строгановых предпринял морское плавание из устья Печоры в устье Оби (вероятно, в составе русской команды);

1580 год — экспедиция английских судов «Джордж» (капитан Артур Пит) и «Вильям» (капитан Чарльз Джекмен);

1594 год — экспедиция голландских судов «Лебедь» (командир адмирал Корнелис Най[en]) и «Меркурий» (капитан Брант Избрантсон) дошла до устья реки Кары;

1596 год — третья экспедиция голландца Виллема Баренца.

В 1619 году по настоянию тобольского воеводы князя И. С. Куракина указом царя Михаила Фёдоровича торговые плавания через Карское море были запрещены, что привело к постепенному упадку Мангазеи

Подготовила Неля Кокова