В земле ямальской просиявшие

СЗ представляет новый проект, посвященный 90-летию Ямало-Ненецкого автономного округа и Тазовского района. Он о тех, кто открывал эти северные просторы, исследовал побережье Карского моря, находил подземные кладовые нефти и газа, своим трудом приумножал богатства нашего края. О тех, кто трудом приумножал богатства нашего края. О тех, кто оставил свой след на карте, в наших сердцах и мыслях.

Сегодня мы продолжаем рассказ об отважных мореплавателях-первооткрывателях Великой Северной экспедиции.

Степан Гаврилович Малыгин (1702-1764) – капитан-командор, исследователь Восточной Арктики. Малыгин считался на русском флоте блестящим знатоком штурманского дела. Многочисленных учеников обучил он вождению судов в море.

Родился в Ярославской губернии в семье мелкопоместного дворянина. После окончания Московской навигацкой школы служил на Балтийском флоте. В 1736 году Адмиралтейств-коллегией был назначен начальником Западного отряда Великой Северной экспедиции.

Малыгину предписывалось организовать специальный сухопутный отряд для установки на побережье Обской губы приметных знаков (маяков) и измерения расстояния между ними, а также для поиска удобных мест стоянок и зимовок кораблей.

Перед тем, как начать выполнять поставленную задачу, нужно было укомплектовать экипаж надёжными людьми и отремонтировать коч «Экспедицион».

27 мая 1736 года, когда прошёл лёд, команда на двух судах отправилась из Пустозёрского острога вниз по Печоре. 28 мая судно достигло устья – впереди, насколько хватало глаз, море было покрыто льдом. На следующее утро сильный ветер пригнал в устье лёд, коч подвижкой льда был выброшен на мель и прижат к берегу. У судна был сорван руль и сломан форштевень. Пришлось выгрузить снаряжение, вернуться к месту зимовки и приступить к ремонту второго коча экспедиции – «Обь».

18 июня ремонт был закончен, и отряд Малыгина снова отправился вниз по Печоре к морю. Погода плаванию не благоприятствовала, команда с трудом пробивалась сквозь сплошные льды. В начале августа к «Оби» присоединились построенные для отряда боты «Первый» и «Второй», и три судна вновь направились на восток, к проливу Югорский Шар. Пролив и море к востоку от острова Вайгач были покрыты сплошным неподвижным льдом. Дальнейшее плавание становилось опасным. Коч вряд ли мог выдержать предстоящую борьбу со льдами, поэтому Малыгин отправил «Обь» в Архангельск.

Только 24 августа экспедиция вышла в Карское море. 11 сентября Малыгин достиг устья реки Кары. Здесь экспедиция определила широту и долготу места, измерила глубину губы и устья реки и нашла фарватер для прохода судов в губу. А затем боты снова двинулись на восток. Наступала осень, суда были снова зажаты тяжёлыми льдами и лишены возможности двигаться. Частые и сильные сжатия льдов грозили раздавить суда. Малыгин вынужден был отказаться от первоначального плана идти на зимовку к восточным берегам Ямала и повернул к устью Кары. Поднявшись на 65 км вверх по реке и, выбрав удобное место для стоянки судов, отряд 26 сентября 1736 года встал на зимовку.

В ноябре к месту зимовки отряда Малыгина прибыл отряд геодезиста Василия Селифонтова, который ещё ранней весной был отправлен из Пустозёрска на оленях для описания берегов полуострова Ямал. Пройдя большой путь от Большеземельской тундры до западных берегов Ямала, Василий Михайлович закартографировал и сделал опись восточных и западных берегов Ямала. Установил по побережью большое количество приметных знаков (маяки, гурии – холмики из камней) и определил расстояние между ними, осмотрел устья рек, впадающих в Обскую губу и Карское море, измерил их глубины и течения, осмотрел южные берега острова Белый и выполнил ряд других работ. Работа Селифонтова оказала большую помощь Малыгину при осуществлении им главной задачи – плавания вокруг Ямала в Обь.

С приходом отряда Селифонтова число людей на зимовке увеличилось. В связи с этим, в целях экономии продовольствия, Малыгин с большей частью экипажей судов переехал на оленях в Обдорск. На месте зимовки осталось двенадцать человек.

Плавание возобновилось в начале июля 1737 года. 12 июля боты достигли берегов Ямала и вдоль них стали пробиваться на север. Только 17 августа отряд, обогнув Ямал, вошёл в Обскую губу. 11 сентября Малыгин достиг устья Оби. 1 октября суда прибыли в Берёзов и встали на зимовку.

Экспедиция длилась почти два года. Плавание было опасным: суда еле выдерживали борьбу со льдами, грозившими раздавить их. Сильные встречные ветры и течения, частые туманы, трудность лавирования в узких проходах задерживали движение судов, но отряд не терял времени даром. За время плавания Малыгин описал и нанёс на карту всё побережье: от Югорского Шара до устья Оби, произвёл наблюдения за состоянием льдов, течениями, приливами, определил судоходность впадающих в Карское море и Обскую губу рек, измерил глубину моря и Обской губы, установил возможность богатого промысла белухи и собрал много других полезных сведений.

В феврале 1738 года Малыгин прибыл в Петербург, привезя с собой материалы работы отряда (журналы, карты, записи), доложил Адмиралтейств-коллегии о результатах научных наблюдений и исследований. Адмиралтейств-коллегия высоко оценила результаты работ Малыгина. Характеризуя успешную плодотворную деятельность капитан-командора, адмирал Ф. П. Литке писал, что Малыгин исполнил всё, что ему было положено, и «отличился всеми достоинствами, коими мы удивляемся в первейших и наиболее славнейших мореходах: решительностью и неутомимостью».

Интересные и весьма разносторонние географические сведения, собранные Малыгиным о крае, до этого ещё малоизвестном науке, принесли ему заслуженную славу выдающегося полярного исследователя и мореплавателя. Большая их часть до сих пор не утратила своего значения.

Имя Малыгина носят пролив, отделяющий остров Белый от полуострова Ямал, течение и якорная стоянка на северном побережье полуострова Ямал. Его именем был назван ледокол, вписавший немало замечательных страниц в историю арктического мореплавания.

Подготовила Неля Кокова