В школе дадут и знания, и профессию

В Тазовском районе с рабочим визитом побывала руководитель департамента образования ЯНАО Марина Кравец. Вместе с начальником департамента образования администрации Тазовского района Алевтиной Тетериной она посетила школы-интернаты в Гыде и Антипаюте.

Безопасность и текущий ремонт

Цель визита окружного чиновника — проверить работу общеобразовательных учреждений по различным направлениям. Первый населённый пункт, куда из солнечного Тазовского вылетела делегация, — Антипаюта.

— Я посмотрела, как работают пункты проведения экзаменов, как происходит архивирование видеозаписей с экзаменов учеников 9-х классов. Также мы оценили, как организован отдых детей в пришкольном лагере в Антипаюте. В учреждениях образования уже началась подготовка к новому учебному году — этому направлению мы тоже уделили внимание, — рассказала начальник окружного департамента образования Марина Кравец.

Что касается текущих работ, то в Антипаютинской школе-интернате сейчас монтируют дополнительную камеру видеонаблюдения, скоро будет установлена система контроля управления доступом, то есть создаются безопасные условия для школьников. Также в АШИ подрядная фирма, которая проводила капитальный ремонт, в рамках гарантийных обязательств этим летом проводит ряд работ.

— В ходе эксплуатации в связи с тем, что подвижные грунты, появилась необходимость в проведении облицовки стен, замене плитки на некоторых участках. Подрядная организация активно работает, большая часть уже сделана. Антипаютинская школа-интернат сейчас имеет высокую степень готовности к новому учебному году, — отметила начальник департамента образования администрации Тазовского района Алевтина Тетерина.

Задачу поставил Губернатор

После Антипаюты — дальше на Север. Гыда, по сравнению с Тазовским, встретила очень прохладно — температура была всего около +5 градусов. Осмотрев по пути строящийся спальный корпус, делегация отправилась в школу-интернат. Руководитель окружного департамента образования Марина Кравец отметила условия, в которых сейчас учатся гыданские школьники.

— Я помню, как несколько лет назад посещала Гыду. Школа была не очень современная, а в спальных корпусах совсем всё было грустно. Сейчас ребятам построили современное учебное здание, где нужно учиться только на «отлично», — отметила Марина Кравец. — Особо отмечу, что здесь созданы пространства для освоения профессий. Мы специально побывали в кабинетах технологии, чтобы узнать какая здесь работа ведётся по профессиональной подготовке. Губернатор Ямала Дмитрий Артюхов ставит такую задачу, чтобы ребята, которые обучаются в школах-интернатах, выпускаясь, уже имели первую профессию. Оборудования в каждой ямальской школе, и в том числе в Тазовском районе, для этого достаточно. Главное, чтобы оно рационально использовалось.

Из школы — с профессией

В этом направлении Тазовский район сотрудничает с Новоуренгойским многопрофильным колледжем. В мае школьники выезжали на экзамен, 71 выпускник смог получить квалификационное удостоверение по таким специальностям, как комплексное обслуживание зданий для юношей, повар и швея для девушек и другим профессиям.

Работу по получению профессиональных компетенций необходимо не только продолжать, но и значительно усилить. Так считает, в том числе, недавно назначенный руководителем регионального центра психолого-педагогического сопровождения Георгий Крюков, который в составе делегации тоже побывал в Антипаюте и Гыде.

— Поскольку я недавно вступил в должность в Ямало-Ненецком автономном округе, то изучаю обстановку в каждом муниципалитете. Мы объезжаем общеобразовательные организации: детские сады и школы. Наша самая главная цель — максимально социализировать и адаптировать к жизни в обществе каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Для этого нужно выстроить преемственную линейку с самого раннего возраста. При постановке диагноза ребёнку сразу необходимо начать оказывать медицинскую, психолого-педагогическую помощь. Потом проводить такую же работу в рамках дошкольного и школьного образования вплоть до трудоустройства. Мы хотим запустить все элементы этой цепочки, — рассказал Георгий Крюков.

Планы на будущее

По мнению специалистов, для детей с ОВЗ, особенно с нарушением интеллекта, труд — это основной предмет в школе. Поэтому Георгий Крюков, который также является руководителем Союза дефектологов России, особое внимание в рамках посещения Антипаютинской и Гыданской школ-интернатов уделил кабинетам технологии.

— Мастерские в школах есть, хорошо оборудованы, сколько положено по федеральным стандартам, столько и даётся детям уроков труда. Но дело в том, что не все дети, особенно с ОВЗ, готовы после 9 класса к взрослой жизни. Мы думаем о том, чтобы они могли пойти в 10 и 11 классы, подольше побыть в школе и получше подготовиться к поступлению в колледж. К тому же получить одну профессию в школе — слесарь для мальчиков и швея для девочек — это маловато. Нужно предложить им больше специальностей, поэтому на Ямале мы говорим с руководителями образовательных организаций о том, чтобы расширить спектр профессий. Вообще, для детей, например, с умственной отсталостью, существует более 100 программ профессионального обучения, — пояснил Георгий Крюков.

Пока специалисты решают, какая она будет — школа будущего, причём это касается как будущего 1 сентября 2022 года, так и более долгосрочных перспектив, дети отдыхают на каникулах. Как прошли текущие ремонты и какие новые программы обучения для них подготовили педагоги, методисты и чиновники, ребята узнают уже через несколько месяцев.

Автор: Андрей Аркадьев,
Роман Ищенко (фото)