В ожидании навигации

1 июня на реке Таз в районе речпорта прошёл ледоход. В этот же день началось вооружение основной части флота путейского участка № 19, расположенного в районном центре. Экипажи наводят глянец на судах и готовятся к предстоящей навигации.

Традиционно раньше всех в районный центр прибывают члены экипажа теплохода «Бухта». На реке ещё стоит лёд, а они уже отправляются на судно, чтобы подготовить его к работе. В этом году команда собралась 19 мая. Одним из первых на судно вместе с капитаном идёт механик, ведь именно он «вдыхает жизнь» в промёрзший за долгую зиму корабль.

— Механик как приехал, сразу отправился на теплоход в машинное отделение и пока не запустил отопление, оттуда не вышел. На подготовку к вооружению даётся три дня — за это время заполняется система отопления, санитарная система, подключается свет. 22 мая теплоход встал на вооружение. Мы уже успели покрасить корпус. Сейчас готовимся к предъявлению судна инспектору речного регистра, — рассказывает капитан теплохода «Бухта» Евгений Грошев.

Как это ни парадоксально, экипаж приехал одним из первых, а в свой первый рейс выйдет позже всех. Зона ответственности судна класса «река-море», к которому относится «Бухта», — Тазовская губа. Экипажу предстоит выставлять навигацию, а это 110 буёв, почти на 300 километрах. Губа вскрывается позже, и там путейцы выставляют обстановку в несколько этапов: 20 июня от устья Таза до устья Пура и постепенно приближаются к району Антипаюты, где водный маршрут прокладывают в первой декаде июля. До отправки на свой участок экипажу «Бухты» предстоит ещё покрасить металлические навигационные знаки и проверить у них крепления.

Практически весь экипаж и на теплоходе «Снегирь». В этом году здесь практику проходит будущий речник Никита Дмитриев. Студент Омского речного училища имени Евдокимова в Тазовском впервые, хотя по северным рекам уже ходил.

— В прошлом году проходил практику в Ханты-Мансийском автономном округе – реки, как реки. Тазовские водные пути для меня пока загадка. Но первое, что я заметил, когда сюда приехал, что здесь холодно. Говорят, здесь природа красивая. Посмотрим. Мне нравятся реки, корабли. Среди родственников речников нет, но мне эта профессия понравилась, поэтому и учусь. Может быть, в дальнейшем стану моряком, жизнь покажет, — говорит моторист-рулевой теплохода «Снегирь» Никита Дмитриев.

«Снегирь», как и остальная «птичья стайка», полным ходом готовится к предстоящей навигации. Поскольку серьёзные ремонтные работы на теплоходах в Тазовском не выполняют, командам нужно не так много времени на то, чтобы подготовить технику к выходу. 98% экипажей уже находятся на своих местах, не хватает трёх поваров и двух практикантов.

Согласно государственной программе обстановка на реке Таз должна стоять к 15 июня. Чтобы выставить навигационные знаки, судам необходимо будет выйти на реку 10 июня. Навигацию 2021 года открывают три теплохода — «Сойка», «Цесарка», «Снегирь», позже к ним присоединится «Бухта». «Зимородок» сейчас находится в посёлке Уренгой на среднем ремонте.

— Там полностью разбирали валовую линию, проводили дефектовку корпуса, электрической части. Больше всего у судов путейского участка страдает подводная часть, специфика работы в том, что теплоходы постоянно встают в берег, когда обслуживают береговую навигационную обстановку, от этого стирается корпус. Каждые пять лет меняется минимум десятая часть обшивки. «Зимородок» — старая «птичка», почти 40 лет бороздит водные просторы, после среднего ремонта будет как новенький. Ждём его к концу июня, — отмечает производитель путевых работ судоходной обстановки путейского участка № 19 Александр Жуков.

Как только на базу придёт «Зимородок», «почистить пёрышки» отправится «Сойка». У неё в плане тоже средний ремонт, но не такой масштабный, поэтому уже в августе судно должно вернуться в Тазовский и продолжить патрулирование своего участка реки.

Пока большая часть экипажей была на зимовке, рабочие обстановочного участка отремонтировали и изготовили не один десяток новых навигационных знаков. Чтобы выставить обстановку, путейцам необходимо около 500 плавучих и береговых знаков, как правило, за сезон треть из них выходит строя. Казалось бы, деревянная навигация – пережиток прошлого, ведь есть современные электронные навигационные системы, но речники уверены: обычные знаки будут существовать ещё долго.

Автор: Мария Демиденко, фото автора