Ученик — учитель, или Как в тундре детей к школе готовят

В этом году на базе Гыданской школы-интерната реализуются 17 программ дополнительного образования. Педагоги учреждения учат детей ухаживать за животными и растениями, рисовать и мастерить поделки из природных материалов, помогают развиваться физически. Обучившись, например, по программе «Организатор предшкольной подготовки», можно стать «первым учителем» для юных тундровичков.

Хорошая практика

В школе будущего «воспитателя» на протяжении всего учебного года готовят к работе. А после, когда ребята возвращаются домой, в тундру, их трудоустраивают организаторами предшкольной подготовки.

— Это хорошая практика: сначала они изучают основы психологии, знакомятся с различными играми, а уже затем работают с группами малышей. Для всех деток в возрасте от 3 до 7 лет, проживающих в стойбище, организаторы проводят занятия по ознакомлению с русской речью, обучают счёту, то есть, другими словами, помогают социализироваться, — подчёркивает начальник отдела дополнительного образования и воспитательной работы департамента образования администрации района Наталья Антонова.

Каждому будущему «педагогу» в школе выдают небольшой набор канцелярских принадлежностей: тетради, ручки, карандаши, пластилин, цветную бумагу, а также методические рекомендации по организации работы.

Много работы над дисциплиной

Сейчас в Гыде объединение посещают 13 человек, в прошлом году обучающий курс завершили 10 школьников. В их числе и Санта Яр, которая летом работала организатором рядом с факторией Танамо. Всего в группе у школьницы было пятеро тундровичков, четверо из них — её братья и сёстры.

— Я учила детей буквам, цифрам, рассказывала об окружающем нас мире, читала сказки, проводила различные игры, мы вместе рисовали. Сначала, конечно, нужно было много работать над дисциплиной, потому что малыши привыкли бегать, не могли спокойно усидеть на одном месте. Но когда им понравилось, все посещали занятия с удовольствием! За лето многие ребята научились считать до 10, держать ручку, рисовать карандашами и красками. Дополнительно занималась со своей младшей сестрой, которая в этом году пошла в первый класс. Я думаю, ей сейчас легче учиться, правда, пока отвечать на вопросы учителя она может только на ненецком, — отметила Санта Яр.

Девятиклассница Яна Пурунгуй готовила к школе ребят, проживающих на фактории Юрибей.

— Я занималась с детьми по два часа в день: читала им ненецкие и русские народные сказки, например, «Маша и Медведь», «Теремок», «Красная шапочка» и другие, лепили из пластилина фигурки животных, фрукты, овощи. Все дети на фактории меня знают, поэтому мы быстро нашли общий язык. Мне очень помогла воспитатель детского сада Марина Викторовна Нядонги, — рассказала о своём первом опыте работы Яна Пурунгуй.

Как планируют педагоги, в ближайшее время девочки, окончившие годовой курс подготовки, расскажут сегодняшним воспитанникам объединения «Авангард», с какими сложностями придётся столкнуться на практике.

После окончания 9-го класса пять человек, завершивших курс подготовки в этом году, планируют поступать в Новоуренгойский и Ямальский колледжи, чтобы в будущем связать свою жизнь с педагогической деятельностью. А в учёбе им, естественно, помогут практика и опыт, которые они получили за минувшее лето.

Автор: Нина Кусаева, Роман Ищенко (фото)