Триумф профессии учителя

Пять дней испытаний завершились объявлением победителей: в минувшие выходные в Тазовском прошло закрытие муниципального конкурса педагогического мастерства.

Нововведения этого года

Новые конкурсные испытания в некоторых номинациях — это подготовка к окружному конкурсу, где каждый год организаторы что-то обновляют.

— В номинации «Учитель года» конкурсанты участвовали в педагогическом диктанте, вели разговор о важном с теми школьниками, с которыми проводили урок. Самое интересное — это «Вопрос учителю» и «Слово учителя», где каждый участник высказывал своё отношение к профессии педагога. «Воспитатели года» впервые проводили мастер-класс с родителями. Также каждый участник или давал самооценку своей работе, или говорил о том, почему он должен стать победителем конкурса, — рассказала о новшествах начальник управления развития и организационно-методического обеспечения департамента образования администрации Тазовского района Людмила Свечникова.

«Учитель года»

Одна из главных номинаций собрала пять участников из всех школ района. В день открытия конкурсанты показали свои буктрейлеры: в небольшом видео они рассказали о книге, которую считают важной для профессии. Члены жюри услышали о пяти разных книгах: «Маленький принц», «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии», «Уроки французского», «Песнь моя — моей земле» и «Я хочу в школу».

На мастер-классе конкурсанты применили свои педагогические навыки и методы на взрослых. Например, учитель технологии рассказала про «педагогику удивления» и вместе с членами жюри с помощью 3D-ручек смастерила кормушку. Учитель русского языка и литературы провела мастер-класс по учебному диалогу и показала, как эту технологию можно использовать на других уроках.

Учитель физики из Антипаюты с помощью простых опытов показала, как человек дышит.

— Моя задача сегодня — заставить посмотреть участников на физику, которая считается одним из сложных предметов, под другим углом. На каждом уроке я стараюсь удивить детей, заставить их прийти к логическому выводу. И если в конце урока я слышу вопросы «А что, если…?», «А как это…?», «А знаете, у меня…» — значит, я достигла цели. На мастер-классе показала процесс освоения материала на уроке: проблемный вопрос, пришли к теме, её разобрали, закрепили, — говорит учитель физики из АШИ Алла Николаева. Она третий год работает в Антипаюте, а до переезда 12 лет учила детей в Марий-Эл.

Её коллега Ирина Кудряшова тоже не так давно на Севере: 20 лет проработала в Ставропольском крае и второй год в Тазовском. Она знает секрет, как увлечь подростков чтением.

— Дети везде одинаковые: есть читающие, есть, кто ленится. Привить интерес можно мотивационными методами, и к каждому произведению они разные. Например, в «Евгении Онегине» спрашиваю про сцену, где про любовь написано очень интимно, или прошу найти, сколько лет было Татьяне. И они ищут в тексте. С эпопеей «Война и мир» сложнее. Мы её проходим частями, к каждой теме свои приёмы. Современные школьники считают классику устаревшей, а мы вместе находим в ней современное. Ребята видят, что ценности и тогда, и сейчас одинаковые, человеческие отношения остались такими же, — рассказывает о методике учитель русского языка и литературы ТСШ Ирина Кудряшова.

На родине она участвовала в подобном конкурсе, это было 13 лет назад. Педагог признаётся, что это большой и ценный опыт.

«Воспитатель года»

Отправиться на Марс, чтобы исследовать, как появляются кратеры и посмотреть, как извергаются вулканы. Такое путешествие предложила малышам воспитатель детского сада «Рыбка» Наталья Ядне. Ребята с увлечением запускали «метеориты» в муку и провели опыт с водой и содой.

— Занятие прошло хорошо, но были моменты, когда я немного сбивалась. В целом всё было динамично и интересно, — считает Наталья Ядне.

Учитель-дефектолог из «Радуги» Елена Лымарь представляла занятия с использованием деревянных дидактических пособий.

— В своей работе использую именно деревянные пособия — танграмы, бизиборды. Опытным путём пришла к выводу, что только они наиболее эффективно помогают в занятиях с детьми с ОВЗ, — уверена педагог. — Участие в конкурсе — волнительно и энергозатратно. Но советую всем участвовать и не бояться!

«Педагог дополнительного образования»

Здесь свой опыт демонстрировали семь участников. Танцы, работа с бумагой, сухое валяние, вокал, рисование, биология, спорт — такие направления показывали конкурсанты. Например, педагог из ТШИ Индира Паровых за полчаса показала ребятам элементы танца народов Севера. А учитель из Газ-Сале Оксана Богданова научила восьмиклассников валять из шерсти мордочки животных.

— Отрадно, что много конкурсантов в этой номинации. Заметен профессиональный рост, видна связь со стандартами, соблюдение требований при подготовке занятий. Уделяется внимание воспитательной роли, — оценивает мастерство член жюри, начальник отдела дополнительного образования департамента образования администрации района Наталья Антонова.

«Воспитатель школы‑интерната»

Если предыдущая номинация была самая многочисленная, то воспитателей школ-интернатов было всего трое. На уроках с детьми они поговорили про семью и финансовую грамотность. Воспитатель Тазовской школы-интерната Елена Кошкарова побеседовала с учениками о семейных ценностях:

— Мне важно, чтобы дети разговаривали, спорили, доказывали своё мнение. Цель занятия — чтобы они поняли значение семейных ценностей.

«Педагогический дебют»

В этой номинации участвуют те, чей педагогический стаж не превышает пяти лет.

Тьютор детского сада «Радуга» Зенфира Куччаева с воспитанниками старшей группы спасали Хозяйку Медной горы и помогли вернуть её корону. Они отправились в Уральские горы, где узнали о природе и самоцветах, которые там добывают.

А воспитатель детского сада «Оленёнок» Анастасия Бардакова пригласила подготовительную группу найти друзей цифре «пять».

— Моё занятие состояло из трёх этапов. На первом — постановка проблемной ситуации и установление дружеских отношений. На втором они выполнили четыре задания, на заключительном мы подвели итоги. В некоторые моменты не смогла увлечь ребят, но в общем цели достигнуты. Оценку за занятие поставила бы себе ближе к «четвёрке», надо доработать. Волнение сказалось, — считает участница.

Молодой воспитатель второй год работает в детском саду и уверена, что ко всем детям можно найти подход: главное — их заинтересовать.

Итоги

Пять дней 27 педагогов из школ и детских садов района показывали свои умения и мастерство. В субботу, 23 марта, объявили победителей и призёров.

— Это было значимое мероприятие в системе образования Тазовского района. Пять дней конкурса показали триумф профессии учителя. Каждый из участников победитель: вы победили сами себя и достойно представили своё учреждение, — обратилась к участникам начальник департамента образования администрации района Алевтина Тетерина.

Победители смогут представить наш район на региональных профессиональных конкурсах в следующем году: для подготовки у них есть время и потенциал.
Перед состязаниями по педмастерству организаторы объявили конкурс на лучший девиз, а на закрытии отметили автора лучшего слогана — Екатерину Бережнову. Из 23 идей выбрали один девиз, под которым прошёл конкурс педагогического мастерства-2024: «Думай. Действуй. Созидай».

Автор: Евгения Соловьёва,
Роман Ищенко (фото)