Ступенька к будущему выбору профессии

Какие профессии популярны среди коренных жителей Севера, проживающих в тундре, рассказали своим сверстникам воспитанники детского сада «Рыбка» на мероприятии «Хозяйка-тундра».

Развитие дивергентного мышления

Экскурсия в мир профессий прошла в рамках муниципального проекта «Острова успеха», который реализуется во всех дошкольных учреждениях Тазовского района. Впервые воспитанники детских садов начали «погружаться в острова» в начале прошлого учебного года.

— Проект направлен на развитие дивергентного мышления у детей и рассчитан на два учебных года. Мы продолжаем прошлогоднюю тему – знакомим детей с различными профессиями. В промежутках между «погружениями в острова» читаем ребятам сказки, загадываем загадки, показываем фильмы и играем, а также проводим викторины. Психологи говорят, что детей в профессиональном плане нужно направлять с раннего возраста, показывать, какие профессии существуют, определять личностные качества и развивать их, чем мы и занимаемся. Дети, которые в этом году пойдут в школу, будут уже отчасти профессионально ориентированы, — пояснила суть проекта заместитель заведующей детским садом «Рыбка» Наталья Штрек.

Ранее детсадовцы уже изучили мир изобразительного искусства и музыки, информационных технологий и экологии, а также познакомились со специалистами пожарной охраны: диспетчером, водителем и пожарным.

Знакомство с профессией

На минувшей неделе специалисты детского сада предложили ребятам отправиться в виртуальное путешествие в стойбище. Первая профессия, с которой юные экскурсоводы познакомили ребят, – чумработница.

— Чумработница – это хозяйка чума. Она убирает, готовит еду, следит за детьми, топит печь. Кроме того, женщина занимается пошивом одежды, обуви и головных уборов, — рассказала воспитанница подготовительной группы «Морошка» Анна Грицай.

Пока женщины выполняют домашние обязанности, мужчины занимаются рыбалкой и оленеводством. О том, как протекает жизнь тундровика, рассказал детсадовец Виктор Яндо:

— Олени пасутся под наблюдением оленеводов — они защищают стадо от хищников: волков, медведей и собак. Основное орудие труда оленевода – аркан: длинная верёвка с петлёй, сделанная из кожи оленя. Самые лучшие помощники в оленеводстве – собаки лайки. В будущем я бы хотел стать оленеводом и иметь большое стадо.

Олень для тундровиков — и еда, и одежда, и транспорт. Животным, как и людям, иногда необходима медицинская помощь. Для этого есть ветеринарный врач.

— У животного могут заболеть уши или глаза, тогда доктор закапает их специальными каплями. Но могут произойти и более серьёзные случаи, тогда требуется операция. Лечат животных в специальных учреждениях – ветеринарных лечебницах, там, как и в больницах для людей, всегда царят порядок и чистота, — отметил воспитанник подготовительной группы Дамир Яр. – Я буду ветеринаром, потому что люблю животных и готов им помогать!

Младший воспитатель детского сада «Рыбка» Лариса Лапсуй познакомила детей со швейным делом и провела небольшой мастер-класс по вышивке национальных орнаментов.

Традиционные тундровые игры

Тундровики большинство традиционных игрушек делают вручную. Почти все мальчишки имеют собственные тынзяны, луки и детские сани, а девчонки — куклы с разнообразными нарядами.

Папа воспитанника детского сада Степан Яндо рассказал детям, какие игрушки были в его детстве, и показал некоторые из популярных моделей.

— Многим знакома игрушка — «Вывку», она получила своё название из-за характерного звука «выв». Есть тундровой вариант юлы и различные головоломки, изготовленные из дерева. Это те игрушки, с помощью которых мы познавали мир, учились чему-то. Важно, чтобы и наши дети, особенно поселковые, познакомились с подобными игрушками, знали историю их возникновения. Нашему ребёнку любовь к традиционному укладу жизни мы прививаем постоянно. Например, летом проводим время в чуме, который стоит недалеко от Тазовского. Там он бегает, играет, собирает с мамой ягоды. В будущем я бы хотел, чтобы сын и сам научился делать красивые вещи своими руками, — отметил Степан Яндо.

В завершении мероприятия Степан Хасавович предложил ребятам активные игры. Одна из них – «Поймай воришку»: детям нужно было накинуть верёвку на оленьи рога. Вторая игра выявляла сильнейшего: два соревнующихся садились на пол, упирались слегка согнутыми ногами в перекладину и старались перетянуть палку на свою сторону. Побеждал тот, кто сумел заставить соперника оторваться от пола, коснуться его локтём или выпустить палку из рук.

За несколько часов дети получили ценные знания, а с помощью игр закрепили их.

Автор: Нина Кусаева, Роман Ищенко (фото)