Общественно-политическая газета Тазовского района ЯНАО Издаётся с 3 января 1940 года
21:19 °C
EUR:  USD: 

Сквер с непростой историей

Установленный более 20 лет назад, в декабре 2000 года, первый памятник в память о погибших лётчиках мог так и остаться небольшой стелой, постепенно зарастающей кустарником, если бы не инициативные тазовчане. Впервые идею обновления памятника озвучили пять лет назад, но тогда проект казался нереальным.

— У истоков реконструкции памятника авиаторам стояли Михаил Чухланцев и на тот момент глава посёлка Вадим Четвертков. Разработали эскиз, но тот памятник был большой и дорогостоящий. Спустя некоторое время я продолжил работу, потому что сама идея увековечить память авиаторов хорошая. Встретились с архитектором, он предложил несколько вариантов, из которых выбрали именно памятник в виде стелы. Когда встречался с Губернатором и Главой района, убеждал их, что нужно сделать этот памятник, поскольку развитие нефтегазодобывающей отрасли на Ямале стало возможным во многом благодаря авиации. Ведь в своё время Тазовский был «воротами» в Арктику. В период расцвета малой авиации здесь базировались 18 Ан-2 и 22 вертолёта! Было 18 оперативных точек, и все машины постоянно были в работе, — вспоминает ветеран авиации, отличник воздушного флота Виктор Москвин.

Об истории авиации в районе Виктор Николаевич, кажется, знает больше, чем кто-либо другой, и может многое рассказать о том, как всё начиналось и каким был аэропорт в 70-80-е годы прошлого века. Именно поэтому при создании проекта сквера Авиаторов группа архитекторов и художников под руководством Романа Кальнина советовалась именно с ним, да и сейчас в процессе создания скульптурных композиций сбор исторической информации продолжается.

— В 1942 году аэропорт Тазовский относился к Игарке. А в 43-м году сюда привезли первый сруб, в котором позднее располагались и штаб, и эскадрилья. Доставляли его на ледоколе «Красин». В Карском море судно даже атаковали немецкие самолёты, но корабль прошёл до пуровских вех в устье Пура и там вмёрз. Зимой на оленьих упряжках сруб доставили в Тазовский. И с 1943 года начались полёты, потому что Север у нас был не прикрыт, а попытки захватить его фашисты предпринимали неоднократно. Поначалу здесь летали «шавружки» и «каталины» — это небольшие гидросамолёты. В 1952 году аэропорт перевели в Уральское управление гражданской авиации, а в 1957-м — в Тюменское. Постепенно обновлялся и парк авиатехники, тогда шло бурное развитие авиации, — отмечает Виктор Москвин.

Все эти вехи, а также люди, которые выполняли свой служебный долг, будут увековечены в этом, по сути, музее под открытым небом. Именно это — основная идея сквера Авиаторов. Центральное место займёт стела, с двух сторон от которой разместят информационные стенды.

— Декоративная стела с рельефной скульптурной композицией, посвящённая вертолётчикам, представляет собой пилон на взлёт, наверху — стилизованная птица-лебедь с распростёртыми крыльями. Высота композиции — чуть более шести метров. Внизу на фоне эллипсовидных вращающихся лопастей будет три портрета экипажа вертолёта: командир, второй пилот и бортмеханик. Сама площадка по нашей задумке должна быть выложена в виде взлётной полосы плиткой белого и серого цветов. По бокам будут стенды, на них — два макета: с одной стороны вертолёт Ми-8, с другой — Ан-24. Поскольку это музей под открытым небом, будет панно, графика, мы подготовим материал, посвящённый развитию арктической авиации, замечательным людям, их подвигам, — всё это будет оформлено в виде фотоколлажа. Сейчас собираем материал.  Мы можем выполнить стелу в этом году, сделать все подготовительные работы, но, к сожалению, установить её до конца года не успеем, — рассказывает руководитель компании «Постамент», художник-монументалист, член Союза художников России Роман Кальнин.

Параллельно с художниками работают и строители. Основную часть работ на объекте выполняет местный подрядчик – компания «Кристалл». Именно её специалисты отвечают за подготовку площадки к установке скульптурных композиций. Строители приступили к работе в сентябре и за месяц успели выполнить большую часть.

— Проектом была предусмотрена перекладка плит с выравниванием основания  — эта работа уже завершена. Раньше площадка казалась меньше из-за кустов, которые за 20 лет разрослись так, что не было видно пешеходной дорожки, которая шла по периметру памятника. Перед началом работ мы основательно проредили заросли. Сейчас занимаемся тротуаром, демонтируем старую плиту и ограждение. Вся площадь по проекту будет выложена декоративной плиткой. Уже забурены основания под опоры освещения. Начинаем готовить каркас нового ограждения, там будет несколько видов секций, если успеем, в этом году сделаем бордюры. Хотим общестроительные работы выполнить осенью, а завершим благоустройство в следующем году. Здесь, кроме малых архитектурных форм, необходимо будет высадить несколько берёз, — поясняет директор ООО «Кристалл» Николай Селезский.

— Территория, да и сам памятник авиаторам, нуждались в серьёзной перестройке. Руководство района при поддержке правительства округа приняло решение воплотить этот проект в жизнь. Работы рассчитаны на два года. Общестроительную часть выполняет местный подрядчик, который обустроил уже не одну общественную территорию, а за всё, что касается художественной части, отвечает общество «Постамент», тоже хорошо известное в нашем районе благодаря своим скульптурным композициям, — уточняет начальник управления по обеспечению жизнедеятельности посёлка Тазовского Геннадий Ткаченко.

Сейчас идёт закупка малых архитектурных форм для будущего сквера Авиаторов: в октябре в райцентр прибудут скамейки и урны, в ноябре ожидаются плитка, светильники и ограждение.

Виктор Москвин надеется, что все работы будут завершены к 22 июня — именно в этот день в 1990 году произошла первая в истории тазовской малой авиации катастрофа, в которой погибли 8 пассажиров и 4 члена экипажа Анатолия Стогарнюка. Именно в память о людях, выполнявших служебный долг, спустя 10 лет и был установлен первый памятник авиаторам. Хотя в любом случае, уверен Виктор Москвин, новый сквер станет знаковым местом как для молодёжи, так и для работников авиации. В память о прошлом и в назидание будущим поколениям.

Автор: Ольга Ромах, Роман Ищенко (фото)