Школа как отличный старт

Учитель — уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Профессия, которая всегда вызывала уважение и признание. Предлагаем нашим читателям цикл статей о педагогах района: тех, кто уже на заслуженном отдыхе или ещё трудится в образовательных учреждениях. Каждая история — уникальна и интересна, а личность и профессиональные достижения учителя достойны того, чтобы о них узнали земляки. Сегодня рассказываем об учителе русского языка и литературы Тазовской школы-интерната Марии Вениковой.

Мария Веникова могла бы стать хорошим врачом, учитывая её выдающиеся организаторские способности, наверняка возглавляла бы районную больницу, но судьба распорядилась иначе. А мечта?… Её и поменять можно, если рядом есть наставник, который даст мудрый совет.

Детская мечта? Или совет наставника?

— Я с детства мечтала быть врачом. Когда перешла в девятый класс, мне предлагали Тюменский медицинский институт, там были подготовительные классы, а потом автоматическое зачисление. Но я в тот момент была совершенно не готова оставить маму, она была одна, поэтому окончила Тазовскую школу-интернат. В десятом классе услышала слова директора школы Галины Александровны Новиковой, которая сказала, что я прирождённый педагог. Сама я так не чувствовала, потому что никогда об этом не задумывалась. По прошествии многих лет, уже работая в школе, поняла, что у меня были организаторские способности, а это, наверное, самое главное. На выбор будущей специальности повлиял мой классный руководитель — учитель русского языка и литературы Эмилия Дмитриевна Андреева, которая была для меня примером, — вспоминает Мария Веникова.

Большое влияние на становление будущего педагога и общественницы оказали семья и школа. Примером для маленькой Маши были всё та же Галина Новикова, Эмилия Андреева и воспитатель школы-интерната Галина Бухалова. А ещё мама. Насколько сильно мы любим тех, кто подарил нам жизнь? И на что готовы, чтобы не огорчать их и видеть улыбку на родном лице? У каждого свой ответ на этот вопрос. Есть он и у Марии Аркадьевны:

— Я всегда боялась расстроить маму. Была самая младшая в семье и настолько её любила, что хорошо училась, чтобы она могла мной гордиться. Когда мама приходила на собрания и получала грамоту, я видела радость в её глазах. Это меня больше всего успокаивало и двигало вперёд. В старших классах я понимала, что должна хорошо учиться, чтобы выбрать свой жизненный путь. На мой характер повлияла ещё и система детских общественных организаций. Она дисциплинировала: те, кто хорошо учились, подтягивали неуспевающих, это воспитывало чувство ответственности, и, что очень важно, формировало нравственно чистого, доброго и справедливого человека. Наверное, именно с тех пор я не могу пройти мимо чьего-то горя, всегда готова помочь, если кто-то в этом нуждается.

В 1984 году, отучившись на учителя русского языка и литературы, Мария Аркадьевна вернулась в Тазовский, где родилась и выросла. Она мечтала работать именно в школе-интернате, которая на протяжении 10 лет была её вторым домом. Её мечта исполнилась. Она стала учителем и классным руководителем.

— Хорошо помню свой первый четвёртый класс. Это был класс из Находки, очень сильные ребята, ответственные, подготовленные. Настоящие умнички. Четверть века отработала в школе — от учителя до директора. Меня привлекала работа с детьми. Всегда хотелось, чтобы мой класс был лучшим, чтобы мои дети, окончив школу, выбрали себе правильную дорогу в жизни. Конечно, не всегда удавалось достигать поставленных целей, бывали и промахи, и ошибки, взлёты и падения. Но человек на то и человек, чтобы преодолевать трудности.

Я благодарна за то, что на протяжении всей моей жизни встречались люди, которые меня поддерживали, — говорит Мария Веникова.

Творчество — часть жизни

И хотя уже 14 лет Мария Аркадьевна не работает учителем, не один десяток тазовчан с теплотой и благодарностью вспоминают её добрым словом и при встрече говорят: «Спасибо!» Это её ученики, как она сама их любя называет: «мои дети».

— Мария Аркадьевна — замечательный педагог, постоянно её вспоминаю, люблю. Она была у нас учителем русского языка и литературы, родного языка и литературы и заместителем директора по воспитательной работе. Профессионал своего дела. Воспитала очень творческих и умных людей! Она повлияла на судьбу каждого из нас, на выбор профессиональной деятельности и до сих пор остаётся наставником, — говорит о своём учителе заместитель директора по интернату Тазовской школы-интерната Мария Шушакова.

В 2009 году Мария Веникова ушла из школы. Признаётся, решение далось нелегко. Но педагогический талант и организаторские способности ещё не раз ей пригодились. И активная жизненная позиция не давала спокойно сидеть на месте. Ещё работая в школе, в 1989 году вместе с коллегами они создали фольклорный ансамбль «Ялэмтад», в переводе с ненецкого — «Освещая всё вокруг себя». Идейным вдохновителем стала тоже педагог — Вера Саблина. Больше трёх десятилетий они своим творчеством радовали тазовчан.

— Для меня это было своего рода отдушиной. Работа учителя сложная, напряжённая, хотелось отдохнуть. У нас коллектив замечательный подобрался, спасибо Вере Александровне Саблиной, которая организовала эту творческую группу. Это была вторая семья. Мы друг про друга всё знали. Общение было семейное. Было легко и хорошо! — отмечает одна из основательниц и первых вокалисток фольклорной группы «Ялэмтад» Мария Веникова.

Наша героиня — творческий человек, а ещё носитель родного языка и ненецкой культуры. Она гордо говорит:

«Я — ненка!» Наверное, именно поэтому Мария Веникова на протяжении нескольких лет на канале «Студия Факт» вела передачу «Тасу Ява» на ненецком языке. Не одно поколение выросло под её «Ань торова!». А ещё она делает переводы статей для газеты «Советское Заполярье», которую читают тундровики.

Не творчеством единым

С 2001 по 2013 год Мария Веникова была председателем Тазовского отделения Ассоциации «Ямал — потомкам!». Будучи педагогом по образованию, Мария Веникова чётко определила, чем будет заниматься местное отделение. Но любая организация — это люди, как признаётся Мария Аркадьевна, в одиночку она ничего бы не добилась. Нужна была крепкая команда.

— Когда пришла в Ассоциацию, поняла, нужно систематизировать деятельность и определить направления работы. Всё должно быть чётко выстроено, чтобы наша организация «звучала» не только в районе, но и в округе.

В те времена примером было Пуровское отделение. Поставила перед собой цель — вывести наше отделение в лидеры. Уже через год мы заявили о себе, стали делиться опытом работы. Основными направлениями выбрали охрану окружающей среды и содействие в сохранении традиционных видов хозяйственной деятельности, — отмечает председатель Тазовского отделения Ассоциации «Ямал — потомкам!» в 2001-2013 годах Мария Веникова.

Общественную деятельность она сочетала с работой в нынешнем управлении по делам КМНС и АПК. Не очень разбираясь в сельском хозяйстве,
Мария Аркадьевна общалась с рыбаками и оленеводами, постигая все тонкости. И ей это удалось, потому что считает: «У руководителя должны быть грамотные и сильные замы, каждый в своей сфере, и чтобы они работали во взаимодействии».

Сейчас Мария Веникова — советник Главы района, эта должность тоже под стать её характеру, даёт возможность помогать людям, сохранять и передавать традиции своего народа.

Автор: Ольга Ромах,
фото Романа Ищенко и из личного архива марии вениковой