Рыбодобытчики в ожидании летней путины

В этом году погода в Заполярье бьёт все рекорды: ранняя весна, ледоход, который идёт на три недели раньше срока, а значит, и навигация начнётся непривычно рано. Поэтому на базе Тазовского рыбодобывающего предприятия кипит работа.  

На базе общества «Тазагрорыбпром» мы побывали в понедельник, 18 мая. По оврагу шумят потоки талой воды, лёд с каждым днём становится всё тоньше, видны забереги, до ледохода остаются считаные дни. Такой весны речники и не припоминаютА ранняя навигация для рыбодобывающего предприятия — это возможность раньше начать путину. У «Тазагрорыбпрома» самый крупный в районе флот, теплоходы и несамоходные суда — возрастные, поэтому требуют к себе много внимания. К тому же зимовка у судов в этом году была необычная:три теплохода, баржи и НРС-1 вмёрзли в лёд в районе фактории 5-6 Пески и рыбоугодья Вартаняво. 

— Теплоходы, которые зимовали не на базе, уже стоят на вооружении, экипажи находятся на местах и закончили подготовку к навигации. Зимой у нас проводился капитальный ремонт двух плашкоутов, осталось ещё немного, через 3-4 дня закончим. В этом году две плавучих морозилки по предписанию речного регистра должны уйти на ремонт, мы планируем провести эти работы между летней и осенней путиной. Сделать предстоит много: корпусные работы, замена главных двигателей, но у нас есть успешный опыт с НРС-3, которую мы ремонтировали летом прошлого года, поэтому должны уложиться, — рассчитывает заместитель генерального директора ООО «Тазагрорыбпром» Алексей Бороздин. 

Сегодня же на повестке дня — подготовка рефрижераторов к летней путине. НРС-2, или как называют её сами речники «двойка», уже стоит около плавмастерской. Готовить эту морозилку к путине начали сразу после майских праздников: чувствуется запах краски, но главные работы сейчас идут в самом сердце – в дизельном отделении. Здесь три агрегата, которые требуют особого внимания. Готовит НРС дизелист Сергей Салиндер. Парень  работает на рыбодобывающем предприятии с 2014 года, ходил на разных судах, но интереснее ему здесь — в дизельной. По профессии Сергей — механик.  

 

— Штурманство мне не интересно, моя стихия – агрегаты. Большая ответственность осознавать, что от тебя зависит работа всего этого огромного плавучего дома. На подготовку плавморозилки к навигации необходимо три-четыре недели, и можно идти в рейс. Я сейчас занимаюсь регулировкой двигателей, делаю всё на совесть, потому что от этих двух машин зависит работа морозилок, они не должны останавливаться. Ещё один дизель отвечает за функционирование всех систем самой плавморозилки, его тоже надо будет посмотреть и отрегулировать, — рассказывает дизелист Сергей Салиндер.  

На берегу, где обычно зимует караван судов предприятия, тоже оживлённо: подготовительные и ремонтные работы идут на каждом плавсредстве. Хоть сегодня готовы выйти в рейс четыре теплохода и один скоростной катер.  

— «Арго» готов к эксплуатации, делали пробный запуск двигателя, всё нормально, осталась покраска. Теплоходы «Ост» и «Вест»ждут начала навигации на 5-6 Песках. КС-ка «Тагул» — наша рабочая лошадка — тоже готова. Остальные суда находятся в ремонте, будем стараться к началу путины завершить все работы. На промысел выйдут 17 плашкоутов и теплоходы, все, кроме «Пурги» — он встал на капитальный ремонт. Судно уже выставили на городки и приготовили к работам, в течение лета будем восстанавливать. На нём предстоит полная замена корпуса, этим займётся «Тюменьсудокомплект», экипаж теплохода тоже будет при деле, — поясняет заместитель генерального директора «Тазагрорыбпрома» по флоту Виктор Парамонов. 

Серьёзное обновление предстоит и трём из четырёх КС-ок предприятия — на них сейчас идут работы капитального характера. Капитан-механик Михаил Саричев — опытный речник, на флоте 18 лет, говорит: такой ранней весны не припомнит. Но тёплая солнечная погода речникам — хорошая помощница: тепло, сухо, можно проводить сварочные работы, да и краска сохнет при таких условиях быстрее.  

—  В этом году у меня на катере большой объём работы, сейчас занимаюсь зачисткой машинного отделения, слил масло с двигателя и зачищаю, чтобы не было остатков горючего — этого требует техника безопасности. Остаются ещё корпусные работы, восстановление леерного ограждения, а также регулировка двигателя. Покраской катера будем заниматься в самый последний момент, — перечисляет предстоящие работы капитан-механик Михаил Саричев. 

Пока он один готовит катер к навигации, но совсем скоро к нему присоединится моторист.На сегодняшний день экипажи укомплектованы не полностью, говорит замдиректора по флоту: 

— Капитаны на все суда есть, рулевые мотористы тоже. Флот укомплектован пока на 80%, но ещё нет острой необходимости выводить всех на работу, потому что навигация ещё не началась. Те, кто приехал на период навигации, прошли тесты на коронавирус в Омске и Тюмени. Студенты-практиканты тоже находятся в райцентре, у них период самоизоляции. 

Весь свой немалый флот речники «Тазагрорыбпрома» должны подготовить к началу путины, время ещё естьКак правило, путина на предприятии начинается в конце июня — первых числах июля, когда вода спадает и оголяются рыболовецкие пески. Но в этом году всё идёт не так, как всегда.  

— Этим летом будем раньше начинать, но опять же смотря, какой уровень воды будет после ледохода. Когда будет открываться берег, начнём перебрасывать бригады. Зимой был пролов, летом хотим выйти пораньше, чтобы поймать так называемую чёрную рыбу, на неё хороший спрос. Обычно в летней путине задействованы 13 рыболовецких бригад, начинаем переброску с Надо-Марра — там берег высокий,  отмечает Алексей Бороздин. 

Рыбаки возлагают большие надежды на предстоящую путину, ведь зимний промысел был не очень удачным. В планах рыбодобывающего предприятия до конца года добыть 1450 тонн «живого серебра», из них 850 тонн выловить летом. 

Автор: Мария Демиденко, Роман Ищенко (фото)