Проблемы не меняются: качество воды, «просрочка» и транспорт

15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году его тема — «Справедливые цифровые финансовые услуги». На прошлой неделе Тазовский район посетили представители территориального отдела Управления Роспотребнадзора и Центра гигиены и эпидемиологии ЯНАО.

Новоуренгойские специалисты собирались пообщаться с тазовчанами на тему финансовой грамотности, банковских услуг, оплаты через интернет. Но, несмотря на объявления в СМИ и соцсетях, на встречу пришли только специалисты отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации района. В итоге состоялась беседа по актуальным проблемам, которые волнуют тазовских потребителей. Хотя обращений от них не так много, говорят специалисты.

— К нам в отдел за защитой прав потребители обращаются редко, тут играет роль подкованность тазовчан в тех или иных вопросах. Если в общем смотреть, то в 2021 году к нам обратились 12 человек. Жалобы условно можно разделить на 3 группы: 6 из них касаются жилищно-коммунальной сферы, 5 — нарушений правил торговли и одна — по транспорту. ЖКХ — это, прежде всего, качество воды, а также начисления за отопление, когда в квартире есть индивидуальный прибор учёта, — отмечает начальник отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации Тазовского района Татьяна Голышева.

На качество воды тазовчане жалуются не только в отдел потребительского рынка, но и в территориальный отдел Роспотребнадзора и в консультационный центр, расположенные в Новом Уренгое. Специалисты помогают составлять претензии, только дальше дело не идёт.

— Очень мало обращений из Тазовского района — всего 25, большая их часть на качество питьевой воды. Но люди не говорят о том, что они переплачивают и хотят подать на перерасчёт. Просто пишут: некачественная вода — жёлтая, ржавая. И всё. Наши специалисты вышли, отобрали пробы, провели анализ: да, действительно, вода некачественная, не соответствующая санитарно-эпидемиологическим требованиям. Если это так, всегда нужно требовать перерасчёт. Для начала необходимо, чтобы у вас на руках были лабораторные исследования воды, у потребителя такой возможности нет. Соответственно исковых заявлений от потребителей в Тазовский суд нет, — отмечает главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в г. Новый Уренгой, Тазовском районе Александра Кацай.

Помочь потребителям грамотно составить претензию могут и в консультационном пункте при новоуренгойском филиале Центра гигиены и эпидемиологии. Он организован не так давно, но потребители о нём знают и обращаются, пускай и не часто.

— В наш консультационный пункт принимаются обращения граждан, но не жалобы, поскольку у нас нет контрольно-надзорных мероприятий, мы можем только помочь потребителю подготовить документы — будь то претензия или исковое заявление в суд, или проконсультировать устно. Находимся в Новом Уренгое, по адресу: Новая, 26, кабинет № 11. Номер телефона: 8(3494) 23-70-54. Есть страничка Вконтакте, где регулярно обновляется полезная информация для потребителей. Можно обращаться по электронной почте. За прошлый год было 7 обращений: по качеству питьевой воды было составлено 5 претензий и одно исковое заявление.

К сожалению, потребители до суда не дошли, и на досудебной стадии урегулировать ситуацию не получилось — поставщик не отреагировал на претензии. Ещё одно обращение касалось дистанционного способа покупки товара, а именно стола — он пришёл разбитый. Требования потребителя были удовлетворены в досудебном порядке, — рассказывает юрисконсульт консультационного пункта по защите прав потребителей при филиале Центра гигиены и эпидемиологии в ЯНАО в г. Новый Уренгой, Тазовском районе Анастасия Мархель.

Представители различных структур сошлись в одном: права потребителей нужно защищать, и, если есть вопросы, не откладывать их решение в долгий ящик. Потому что порядок на рынке товаров и услуг зависит не только от добросовестности продавцов, но и от грамотности нас, потребителей.

Автор: Людмила Александрова,
Роман Ищенко (фото)