От чернильницы — к цифровой школе

От проекта первой тазовской школы до точки роста в именах, событиях и интересных исторических фактах. В районном архиве начала работать выставка, приуроченная ко Дню учителя.

В этот раз работники архива решили показать не просто деятельность тазовских педагогов, а подробно остановиться на становлении отрасли образования в Тазовском районе. Отправной точкой экскурсии стал уникальный документ 1928 года, раздобытый в фондах Тобольского государственного архива, — это подробный план строительства тазовской школы. А также бумаги, рассказывающие о сложностях, связанных с доставкой материалов и возведением объекта. Школа первой ступени в селе Таз Обдорского района обошлась по тем деньгам в 50 тысяч рублей.

— В этих документах мы видим и то, что первоначальным планам не суждено было сбыться: школу достраивали в 1929 году и тогда же подбирали учителя на 1929/30 учебный год. Есть даже расчёт потребного обмундирования на учащегося школы-интерната: ватная тужурка за 10 рублей, малица за 25, меховая шапка за два рубля, шерстяные чулки, фуражка, две простыни, наволочки, полотенца, одеяла, итого 110 рублей. Сохранились и списки желающих обучаться. Встречаются очень интересные и необычные имена: например, Личида, Танаво, Марче, Пупте. Все документы рукописные. Почему-то некоторые фамилии написаны неправильно: например, Харочи, Салинтер. Сохранилась даже информация о родителях этих учеников: отцы — русские, матери — самоеды, — рассказывает начальник отдела по делам архивов администрации Тазовского района Ирина Есина.

И хотя основной целью организаторов выставки было рассказать о развитии системы образования, обойтись без учителей не смогли, очень уж большой вклад они внесли. В 30-е годы прошлого столетия в Тазовский район активно прибывают молодые русскоязычные учителя, которые учатся местному языку у рыбаков и оленеводов, привыкают к быту коренного населения и постепенно завоёвывают авторитет. В экспозиции представлены фотографии первых школ в поселениях района, учителей, Красного чума, который в тундре был островком просвещения.  Именно с таким чумом в Гыде связана история замечательной русской учительницы Натальи Гурьяновой, которую ненцы называли «матерью Севера».

— Наталья Гурьянова, в замужестве Яптунай, навсегда связала свою жизнь и судьбу с ненецким народом. Она руководила Красным чумом в Гыде, в котором велась не только образовательная работа, но и оказывали медицинские услуги, здесь же проводили работу по агитации и информированию тундровиков. Эта простая русская женщина стала буквально второй матерью для многих ненецких ребятишек, которые учились у неё. Наталья Ивановна, чтобы учить русскому, самостоятельно изучила ненецкий язык и даже переводила различные статьи с русского на ненецкий в редакции местной газеты, а также писала учебники для национальной школы. В 2000 году благодарные потомки назвали её именем Гыданскую школу-интернат, — продолжает Ирина Есина.

И таких, как Наталья Ивановна, было много, например, имена и заслуги Галины Антоновны Сорокиной и Веры Александровны Саблиной помнят их многочисленные ученики.

Будущие выпускники Тазовской средней школы, которые первыми увидели выставку, с интересом слушают рассказ и рассматривают пожелтевшие от времени фотографии, дипломы и страницы архивных документов. На стеллажах — почти вековая история тазовского образования.

— Интересно послушать о том, что у нас было в прошлом. Я приезжая и не знакома с историей района, впервые слышу о некоторых вещах: как собирали детей, как всё это строилось, о замечательных учителях. Ведь учитель — это не только тот, кто даёт знания, это человек, с которым ты поддерживаешь контакт на протяжении длительного времени. Они нас воспитывают, вкладывают в нас частичку себя, учат, как правильно жить дальше, — считает ученица 11 класса Тазовской средней школы Эльвина Можина.

С интересом слушала рассказ и педагог с многолетним стажем, директор Тазовской средней школы Ольга Борисова. Увидев название выставки «От чернильницы — к цифровой школе», отшутилась, мол, чернилами писать не пришлось. А вот за трансформацией районной системы образования она наблюдала буквально с первых рядов. Отмечает, много было хорошего в советской школе. Да, здания были старые, зато знания прочные. Пионеры, октябрята, лабораторные опыты в кабинетах химии, физики и биологии и возможность подержать в руках реактивы и воочию наблюдать, что будет.

— В моё время не было компьютеров. Знания мы добывали сами в библиотеке, поэтому и память лучше развивалась. Комсомол и пионерия нас к чему-то обязывали в плане дисциплины, стремлений, но сейчас мы развиваем движения. И, может быть, обидятся современные педагоги, но подготовка советских учителей была гораздо лучше. Спорт у нас всегда развивался хорошо. Это, пожалуй, та область, которая не сильно трансформировалась, и это хорошо, потому что командный дух и чувство плеча — это плюс для любого человека. Конечно, хорошо, что у нас есть те же «Точки роста». Мне очень нравится, когда ребята там занимаются робототехникой. Многое изменилось, но хочется сказать: недаром сейчас многие страны Европы занимаются по нашей советской системе образования, может, всё-таки стоит трансформировать ЕГЭ, — говорит Ольга Борисова.

Получасовое путешествие во времени пролетело на одном дыхании. Выставка в архиве будет работать весь октябрь, так что у тазовчан и гостей посёлка ещё есть возможность познакомиться с историей становления и развития районной системы образования.

Автор: Людмила Александрова, Роман Ищенко (фото)