Определены лучшие педагоги
Пять дней длился очный этап конкурса педагогического мастерства-2023: в пяти номинациях за победу боролись 32 педагогических работника.
Во вторник, 28 февраля, в Тазовском районе стартовал муниципальный конкурс педагогического мастерства.
32 работника образования показывали свой опыт в пяти номинациях: «Учитель года», «Педагогический дебют», «Педагог дополнительного образования», «Воспитатель года» и «Воспитатель школы-интерната».
В этом году в конкурсных испытаниях есть новшества: организаторы добавили такие задания, которые есть на конкурсе регионального уровня.
— Это значит больше практики, работы в команде для принятия решения, работа с наставником. Новые задания — это «Эксперт», «Кейс-студия» и «4К современного мира». В первом испытании педагоги в группах получают нормативный документ и проводят его экспертизу по определённой схеме. «Кейс» — это проблемная ситуация, которую педагог решает вместе со своим наставником. «4К современного мира» — конкурсанты предлагают своё решение заданной проблемы, используя компетенцию, коллективную работу, креативное и критическое мышление, — поясняет новый формат член жюри, начальник управления развития и организационно-методического обеспечения департамента образования администрации района Людмила Свечникова.
«Педагогический дебют»
Самая многочисленная номинация: в ней участвовали десять педагогов, чей стаж не более пяти лет. Свои педагогические находки и профессионализм демонстрировали учителя физкультуры, английского языка, начальных классов, музыкальный руководитель из детского сада, педагоги дополнительного образования, логопед и педагог-организатор.
Среди традиционных заданий — занятие с детьми. Например, педагог-организатор из Газ-Салинского ДЮЦ Ольга Рыбкина провела для старшеклассников профориентационное занятие, а учитель английского языка из Газ-Салинской школы рассказала третьеклассникам о китайском языке.
— Когда в университете нужно было выбрать второй иностранный, можно сказать, случайно я прошла на китайский язык и стала его изучать: это невероятно сложный язык! Первые пару лет у меня с ним вообще не складывались отношения, но потом стало лучше, в итоге — красный диплом! — рассказывает историю знакомства с языком учитель Диана Мкртчян. — Сейчас мы в школе проводим ознакомительные курсы, чтобы понять, насколько ребята готовы к изучению. И, возможно, в следующем учебном году организуем внеурочные занятия по китайскому языку.
Учитель-логопед из детского сада «Оленёнок» Екатерина Халидова провела с малышами коррекционное занятие по развитию связной речи с использованием инновационного корейского конструктора UARO.
— В нём яркие пластиковые детали соединяются с помощью болтов и гаек. В процессе сборки дети на каждом этапе проговаривают, что собирают. А в конце составляют рассказ о той фигуре, которую создали. В детском саду работаю третий год, уверена, что общий язык с незнакомыми детьми найду сразу, мне это несложно. А вот как пройдёт конкурс — не знаю, но мне нравится участвовать в подобном: выход из зоны комфорта — это всегда развитие. К тому же это возможность посмотреть на коллег, на их методы и, может, что-то взять себе, — признаётся Екатерина Халидова.
«Воспитатель года»
В этой номинации представлены все восемь дошкольных организаций района. За звание лучшего боролись воспитатели, по два педагога-психолога и учителя-логопеда, а также музыкальный руководитель.
Все конкурсные испытания проходили в «Оленёнке». Занятия с малышами конкурсанты проводили на разные темы: например, воспитатель из Антипаюты Александра Салиндер показала, как сортировать мусор и сделать синюю тучку. А воспитатель из детского сада «Рыбка» Жанна Герасименко повторила с малышами среднего возраста фигуры и цвета.
— Занятие проводилось в игровой форме, потому что она позволяет увидеть инициативу ребёнка, как он себя проявит. Задача — вспомнить названия фигур и соотнести предметы, которые нас окружают, с ними. И показать их Чебурашке, — отметила участница конкурса Жанна Герасименко.
«Педагог дополнительного образования»
Конкурсные испытания в этой номинации проходили в детском саду «Радуга» и в Доме творчества — в зависимости от возраста учащихся. Например, педагог Газ-Салинского ДЮЦ Ляйсан Иштакбаева провела занятие по ИЗО для ребят 2-3 классов в Доме творчества, а инструктор-методист из «Оленёнка» Алексей Ефимов сыграл с малышами в шахматы в «Радуге».
— Задача моего занятия — рассказать детям про шахматные фигуры, подробнее остановились на пешке. Ребята «превратились» в пешку, попробовали, как фигура ходит на шахматной доске. Считаю, у меня получилось познакомить и заинтересовать их игрой, — отмечает после занятия Алексей Ефимов.
Судя по отзывам членов жюри после занятия, заинтересовать игрой в шахматы у педагога получилось не только воспитанников, но и взрослых: конкурсант отметил, что учиться играть в шахматы можно в любом возрасте.
«Воспитатель школы-интерната»
Три участницы этой номинации — из Тазовской школы-интерната, ещё одна приехала из Гыды. В конкурсном испытании «Рабочий момент» воспитатели провели уроки со школьниками на разные темы: поговорили о нравственном воспитании, о познавательном развитии и экологии.
«Учитель года»
В этом году номинация собрала четырёх участников: из тазовских школ, Антипаюты и Гыды. Учитель математики Гыданской школы-интерната Алиса Ядне готовилась к конкурсу в сжатые сроки: её направили вместо коллеги. Но педагог уверена, что конкурсное волнение ей не помешало провести урок.
— Для семиклассников объясняла формулу квадрата двух выражений. Если ты профессионал, то должен хорошо подготовиться к уроку в любые сроки, — считает учитель с 8-летним стажем. — Моя работа — объяснить тему детям. И если на уроке находятся члены жюри, то я абстрагируюсь, вижу только детей и забываю, что кто-то сидит и оценивает.
Учитель начальных классов ТШИ Ирина Тупанова провела урок по обобщению знаний о падежах имён существительных.
Учитель ОБЖ и технологии из Антипаюты Азат Шихов показал одиннадцатиклассникам на манекене приёмы первой доврачебной помощи при остановке сердца. Педагог с 15-летним стажем уверен, что учитель должен всегда находить общий язык со школьниками.
— В подобном конкурсе участвую не первый раз. Сложнее всего те задания, к которым невозможно подготовиться. Трудностей в общении с ребятами не вижу: мне дали слово, я их настроил — учитель всегда должен уметь настроить детей, даже если он их не знает. К тому же урок всегда подразумевает диалог: с детьми обозначаем проблему и вместе находим решение, — рассказывает о своём методе работы Азат Шихов.
Учитель русского языка и литературы из Тазовской средней школы Кристина Яндуганова представила свой способ работы на занятии с девятиклассниками.
— Новинка в том, что мой урок решает важную проблему — отсутствие интереса к чтению — и нацелен на развитие читательской грамотности. Дети из-за клипового мышления обращают внимание на что-то яркое, конкретное и быстрое, а чтение — процесс медленный. Я на уроке показала, как создавать интеллект-карты. Это схематичное изображение теоретического материала, которое поможет вспомнить прочитанный текст. Можно оформить «Войну и мир» или любой другой текст в виде такой карты. Мы попробовали это сделать на основе монолога Печорина из «Героя нашего времени», моего любимого произведения, — говорит Кристина Яндуганова.
Напомним, что победители номинаций «Учитель года» и «Воспитатель года» будут представлять наш район на региональном этапе в следующем году. В 2023 году на окружном конкурсе педагогического мастерства, который прошёл в январе, свой педагогический опыт представляли победители прошлого года — Альмира Ситдикова и Ирина Жарких.
Автор: Елена Герасимова,
Роман Ищенко (фото)