Ольга Борисова — лучший директор школы ЯНАО!

В конце ноября в Салехарде завершился окружной конкурс «Директор школы Ямала-2021». Победу в престижном состязании одержала директор Тазовской средней школы Ольга Борисова. Она разделила первое место с коллегой из Тарко-Сале.

Пройдя с честью все этапы

Всего руководителям образовательных учреждений Ямала необходимо было пройти семь конкурсных испытаний. Сначала — снять видеоролик и написать эссе.

— Эссе далось мне нелегко. Тема была «Образование на Ямале. Вопросы и ответы». Я попыталась раскрыть её на примере отдельно взятой школы — Тазовской средней. Делала аналитику, выводы. Не очень им в итоге осталась довольна, потому что на подготовку было мало времени. Хоть эссе и оценивалось, но в финале результат не учитывался. Это был допуск к очному этапу, который проходил в Салехарде, — рассказывает Ольга Николаевна.

В окружной столице в борьбу за звание лучшего директора вступили 12 руководителей школ Ямала.

— В первый день финала мы должны были рассказать об одном своём рабочем дне, потом было конкурсное испытание «Директор-правовед». Я опасалась, что вдруг чего-то не знаю, так как законодательство меняется постоянно, или в чём-то ещё не разобралась. Но всё оказалось не так страшно. Потом каждому из нас предстояло оценить план воспитательной работы и положение о промежуточной аттестации обучающихся в школе, которой руководит один из участников конкурса. Таким образом, каждому досталось по образовательному учреждению, мне — школа Салехарда. Мы вместе с коллегами пришли к выводу, что все наши положения немного устарели и их нужно срочно исправлять. В завершении первого дня конкурса мы должны были ответить на два видеовопроса, — вспоминает директор ТСШ.

По итогам этих испытаний была определена пятёрка лидеров, среди которых во второй день и продолжили выявлять лучшего директора школы Ямала.

— Я, если честно, ехала на конкурс с тем, чтобы просто не занять последнее место, поэтому когда смогла войти в пятёрку лучших — уже выполнила программу-минимум. И дальше надо было просто выступить так, как могу. На второй день у нас были задания на директора-стратега и директора-аналитика. Нам нужно было представить своё видение программы развития школы и разобрать один из образовательных кейсов, предложить пути решения. Мне достался реализуемый у нас в округе проект «Новый учитель Ямала». В принципе, для меня эти испытания не были сложными, — отмечает Ольга Борисова.

Эти задания определили тройку победителей, а финальным испытанием стал конкурс «Круглый стол образовательных политиков», где руководители школ ответили на вопросы директора департамента образования ЯНАО Марины Кравец. Пройдя с честью и этот этап, директор Тазовской средней школы Ольга Борисова была объявлена победителем конкурса «Лучший директор школы ЯНАО-2021». Первое место она разделила с руководителем школы-интерната города Тарко-Сале Павлом Грабельниковым.

— Было очень приятно, прежде всего от того, что я смогла победить саму себя, преодолеть волнение. Теперь по сложившейся традиции мы с моим коллегой будем ведущими конкурса, который пройдёт в следующем году. Конечно, эта победа — она наша общая! Директор не может работать один: без моих коллег, заместителей, самих школьников этот успех был бы невозможен, — говорит директор ТСШ.

«А мы и не сомневались!»

После того, как были объявлены результаты, поздравления Ольге Николаевне посыпались со всех уголков страны. Выпускники прошлых лет радовались за своего любимого педагога и директора.

Лейтмотивом многих сообщений была уверенность в том, что жюри сделало абсолютно правильной выбор. «А мы никогда и не сомневались в том, что вы у нас самая лучшая!» — писали и говорили бывшие ученики.

Поздравила дочку и Галина Александровна Новикова, которая сама более 20 лет проработала директором Тазовской средней школы.

— Мы с мамой очень разные. Я более терпеливая и мягкая, за что себя ругаю иногда. У меня есть кредо: если человек работает, выполняет свои обязанности хорошо, с душой и для детей, то я никогда не буду вмешиваться в процесс. Моя мама была более строгая, жёсткая. В чём мы похожи, так это в том, что за свою школу мы готовы всех «порвать». Ещё мамина черта, которую я тоже переняла, — это прямолинейность. То, что я ужасный трудоголик и могу по 12 часов находиться на работе, — это тоже от неё. А в остальном всё по-другому. Многое изменилось в школе — начиная с цифровизации и заканчивая самими детьми, — и директор поэтому тоже должен быть другим, — считает Ольга Борисова.

Бабочка под грузом ответственности

Дети, по мнению директора школы, сегодня во многом изменились, но в то же время базовые ценности у них остались прежние.

— Дети стали более свободными, раскованными, у них другое отношение к жизни, к своему будущему. Они считают, что всё легко им будет даваться, но на самом деле это, конечно, не так. С другой стороны, и мне было приятно это узнать, что касается приоритетов, то у современных старшеклассников они такие же, как у нас в своё время. Это образование, семья, друзья. Единственное, что мне очень не нравится и что я замечаю в сегодняшних детях, — в большинстве своём нет какой-то целеустремлённости: я поставил цель и буду её достигать. Всё идёт как-то — и пусть идёт себе, — сетует Ольга Николаевна.

Педагогом она работает уже более 30 лет, директором Тазовской средней школы Ольга Борисова стала 7 лет назад. Должность, безусловно, изменила её.

— Я стараюсь порхать, как бабочка, но груз ответственности, конечно, давит, потому что теперь ты отвечаешь за всё: за учебный процесс, за его качество, за безопасность детей и работников и за многое другое. Да, я люблю проводить уроки. Для меня это некий отдых от того, над чем я работаю в кабинете директора. Руководитель учреждения образования — это больше административная должность, нет такого творчества, как в преподавательской деятельности, но это не значит, что быть директором — скучно. Любой запрос, официальные письма, на которые нужно ответить, любой вопрос, который нужно решить, я рассматриваю через призму того, насколько это поможет школе, как это улучшит работу, — отмечает директор ТСШ.

Воспитывать будущее

Одним из заданий в рамках конкурса было представить программу развития школы в будущем. Своим видением Ольга Николаевна поделилась и с читателями газеты.

— Думаю, будет происходить изменение образовательного пространства, нас ждёт ещё большая цифровизация образовательных процессов. Изменится и роль классных руководителей. Если раньше они в основном учили, то в будущем должны будут и воспитывать подрастающее поколение, быть и психологами, и наставниками. Вообще, считаю и говорила об этом, в том числе директору окружного департамента образования Марине Кравец, что оценки — это хорошо, но школа в первую очередь должна воспитывать детей. И конечно, самим ребятам должно быть приятно здесь находиться, школа должна по-настоящему стать вторым домом, а для этого она должна быть и нарядной снаружи, и с современным внутренним оснащением. Надеемся, что после реновации Тазовская средняя школа станет именно такой, — смотрит в будущее руководитель образовательного учреждения.

Принято считать, что рабочее место директора — это его кабинет. Именно там принимаются все важные решения. Но сама Ольга Николаевна считает, что её рабочий кабинет — это вся школа: каждый класс, каждый коридор, каждая рекреация. А самое главное, что доставляет удовольствие в работе, — это дети.

— Когда маленькая девочка подбегает и обнимает тебя, когда старшеклассники толпой заходят в мой кабинет обсудить что-нибудь — это кайф! Дети — это самое главное, это наше будущее. Без них не было бы моей работы, — подчёркивает лучший директор школы ЯНАО-2021 Ольга Борисова.

Автор: Константин Коков, Роман Ищенко (фото)