Окружая заботой и вниманием

В 21-й раз в России 8 июня отметят День социального работника. А 30 лет назад профессия «специалист по социальной работе» была внесена в государственный реестр.

Помощь другим они выбирают своей профессией. Заботиться, помогать, общаться – в социальные работники равнодушные не идут. Вот и Наталья Зайцева, несколько лет назад выбрав эту сферу, утверждает, что без искреннего участия и внимания к пожилым людям в этой профессии делать нечего.

Раньше Наталья Зайцева работала кладовщиком в Газ-Салинском детском доме, а в 2014 году пришла в дом-интернат «Милосердие». Потом её перевели в санитарки, а два года назад получила диплом специалиста по социальной работе и трудится в Газ-Сале в стационаре центра «Забота», заботясь о пожилых постояльцах. Сейчас здесь проживают девять человек, каждый со своим характером и нелёгкой судьбой.

— Большинство нынешних постояльцев родились и жили в тяжёлое послевоенное время, тогда не было таких условий жизни, как сейчас. А учитывая возраст и болезни, им тяжело перестроиться и что-то поменять в жизни, и доживают свою старость как могут и умеют. Валентину Нестряну 72 года, он очень необычный. Когда я с ним познакомилась, он показался мне угрюмым и неразговорчивым, очень мрачным и замкнутым. У него плохое зрение, носит очки с большими линзами, и от этого лицо кажется ещё серьёзнее. Я несколько недель наблюдала за ним, а потом решила познакомиться поближе, — вспоминает историю знакомства с подопечным Наталья Зайцева.

Валентин Алексеевич не сразу заговорил с сотрудницей учреждения, долго привыкал, но постепенно раскрылся и оказался общительным и интересным человеком с юмором. Многие работники боятся лишний раз зайти к нему в комнату – мужчина встречает незваных посетителей ворчанием, а то и крепким словцом. Но Наталье Леонидовне всегда рад, любит поговорить на разные темы.

— Про политику разговариваем, про Ленина, о жизни своей много рассказывает. Он родился в Тазовском, работал здесь телефонистом, в 1972 году уехал с семьёй на Дальний Восток, а когда отношения с женой не заладились, вернулся в 1999 году к родителям. Был охотником, рыбаком, вышел здесь на пенсию, а в … году оказался в доме-интернате, — рассказывает соцработник.

Общение для пожилых — это не просто разговор, это эмоции, а проявленные внимание и участие лишний раз доказывают, что пенсионеры ещё кому-то нужны и интересны.

Рабочий день Натальи Зайцевой начинается с утра: обходит каждую комнату, помогает разнести завтрак, кому-то чашку поудобнее поставить, другому пелёнку поменять, третьего переодеть. Протереть прикроватные столы, умыть, сменить памперсы, а потом поговорить, помочь одеться и вывезти на прогулку – этим тоже занимается соцработник.

— Наши бабушки и дедушки все разные, но с каждым можно найти общий язык, — уверяет Наталья Зайцева. – Вот Вера Оковай с Ниной Салиндер – им всегда надо знать все новости. Вера каждый день спрашивает какое-нибудь слово – в телевизоре услышала, и ей интересно, что оно означает. Рая — самая молодая, и за собой ухаживает, и за соседкой. Все добрые, хорошие. Относиться к ним с пренебрежением не могу, ведь неизвестно, какими мы будем в старости.

Если уборку за постояльцем прописать в должностных обязанностях социального работника можно, то участие и заботу документами человеку не привьёшь. Поэтому для того, кто работает в социальной сфере, так важны именно человеческие качества — только они помогут с искренним вниманием и неподдельным участием отнестись к своим обязанностям. И помочь тем, кому эта помощь необходима.

Автор: Елена Герасимова, фото автора и сотрудников центра «Забота»