Новые возможности для юных изобретателей

Познать язык программирования и подружиться с LEGO‑другом: 17 марта на базе класса точных наук Тазовской школы-интерната прошли III районные соревнования по робототехнике «Роботур» среди обучающихся 1‑9‑х классов. Участие приняли 5 команд из образовательных учреждений Тазовского и Газ-Сале.

Началось увлекательное путешествие в мир технологий с торжественного открытия.

— Уважаемые юные программисты и будущие создатели лучших роботов в мире, я неспроста обращаюсь к вам именно так! Если раньше лидирующие позиции в данном направлении занимали такие страны, как Япония, то сейчас на первые позиции активно выходит Россия. Удачи, не останавливайтесь на достигнутом! — обратилась к конкурсантам заместитель начальника департамента образования администрации Тазовского района Светлана Шестерикова.

Первое испытание — прохождение лабиринта на время с помощью дистанционного управления. Второе — защита проектов «Сокровища недр».

— Мы придумали изобретение, которое поможет обнаруживать дефекты в нефтепроводе. Робот собран с помощью конструктора LEGO SPIKE Prime, имеет два мотора, пару колёс, одно из которых универсальное, а также оснащён датчиком света и звуковым сигналом. Помощник исследует внутрипромысловые трубопроводы, позволяет контролировать их состояние и своевременно выявлять дефекты. При обнаружении поломки он передаёт сигнал и координаты в диспетчерскую, сотрудники которой выезжают на место аварии, — объяснила принцип работы устройства представитель команды ТСШ «Energy_team» Валерия Манджиева. — При подготовке мы столкнулись с несколькими трудностями: это непривычный конструктор и новый язык программирования.

— Моя разработка автоматизированного производственного комплекса по добыче полезных ископаемых расширяет возможности безопасного управления нефтедобычей, минимизирует необходимость вмешательства оперативного персонала в технический процесс и снижает риск возникновения аварийных ситуаций. Данный комплекс оснащён буровой установкой и подъёмным краном, который позволяет поднимать и передавать различные грузы, — охарактеризовал прибор участник команды ТШИ «Первые» Владислав Тибичи.

Компетентное жюри оценивало оригинальность замысла проекта, практическую применимость, техническую сложность, а также наличие и количество различных механических и электронных устройств, использованных в работе.

— Все участники большие молодцы! Видно, что им интересна тема, надеюсь, что они продолжат развиваться в этом направлении, — отметил судья соревнований Андрей Горохов.

Завершила двухчасовой мозговой штурм дисциплина «Программирование».

— Программирование — это блоки, которые отвечают за действия робота. Я увлекаюсь этой сферой 4 года, недавно занял второе место на региональной лиге «Решений». Сегодня я неплохо справился с этапом, но мог бы быстрее, если бы правильно понял задание. Вместо обычной отправки робота на оборотах, я усложнил задачу и добавил датчик света, — рассказал представитель команды ТСШ «Energy_team» Георгий Савва.

В итоге среди участников 1-4-х классов первое место досталось команде ТСШ «Робики», второе — ГСШ «ГСОШики», а «бронзу» забрала команда ТШИ «3 «Б». Среди 5-9-х классов золотой кубок унесла сборная ТСШ «Energy_team», серебряный — команда ТШИ «Первые».

►Для справки

Воспитание и поддержка нового поколения учёных, способных совершать великие открытия, — ключевая задача национального проекта «Наука и университеты». В рамках проекта выделяются значительные средства на поддержку учёных и создание научных центров с первоклассными условиями для исследовательской работы. Также проводится работа по строительству и модернизации научно-исследовательского флота, совершенствованию цифровой инфраструктуры, созданию комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов. Особое внимание уделяется развитию робототехнической отрасли.

Автор: Мария Богачёва,
Роман Ищенко (фото)