Настоящие мастера своего дела

«Быть крылом для полёта детских сердец» — под таким девизом для 21 работника образования прошли четыре дня муниципального этапа конкурса педагогического мастерства.

В этом году лучшие профессионалы почти из всех образовательных учреждений района состязались в четырёх номинациях: «Учитель года», «Воспитатель года», «Лучший педагог дополнительного образования» и «Педагогический дебют».

Педагогический дебют

В этой номинации могут принимать участие молодые работники с активным профессиональным отношением к совершенствованию системы образования — учителя, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, управленцы, руководители дошкольных образовательных организаций. Главное условие — их педагогический стаж не может превышать пяти лет. Учитель начальных классов, воспитатель, педагог-психолог и заместитель директора — такие конкурсанты соревновались в этой номинации.

Учитель начальных классов Гузель Шигапова представляла Тазовскую среднюю школу, воспитатели Кристина Бойко и Кристина Ямкина — детские сады «Радуга» и «Рыбка», педагог-психолог Мария Ядне и заместитель директора Ольга Хасматулина были из одной организации — районного Дома творчества.

Два конкурсных задания общие для всех: участники поделились опытом работы «Это у меня хорошо получается» и подготовили публичные выступления. Учителя и воспитатели проводили учебные занятия по предмету, педагог-психолог — открытое занятие, а управленец демонстрировала видеоролик по решению спорных ситуаций.

Гузель Шигапова устроилась работать в Тазовскую среднюю школу сразу после колледжа, сейчас обучает третьеклашек. Признаётся, что волнение было на каждом этапе, и даже возникло желание отказаться от участия, но она всё преодолела.

— Решила, что надо получать опыт, а конкурс как раз предоставляет такую возможность. Перед первым испытанием очень боялась, но потом страх прошёл. На открытом занятии мы со вторым классом провели литературное чтение — с детьми только познакомилась, но они не подвели, хорошо работали и со всем справились. После урока совместно с членами жюри обсудили, как всё прошло, и они высказали некоторые замечания: считаю, что без этого никак. Ведь я молодой специалист, многому учусь, поэтому внимательно их выслушала, чтобы потом исправлять свои недочёты, — рассказывает Гузель Шигапова.

По итогам конкурса учитель начальных классов стала призёром, а победу в номинации «Педагогический дебют» жюри присудило заместителю директора районного Дома творчества Ольге Хасматулиной.

Лучший педагог дополнительного образования

Участники этой номинации не ограничены ни стажем, ни образовательным учреждением, ни направлением. Главное, чтобы они преподавали детсадовцам или школьникам дополнительные дисциплины. Четыре участника представили разные организации: Екатерина Бережнова — Дом творчества, Алёна Зайнакаева — Газ-Салинский ДЮЦ, Анна Корнилова и Ксения Салиндер — детские сады «Радуга» и «Оленёнок».

Конкурсные задания для всех одинаковы. Каждой номинантке необходимо защитить свою образовательную программу, провести педагогическое мероприятие с детьми и мастер-класс с членами жюри.

Алёна Зайнакаева провела для учащихся 3-4 классов Тазовской школы-интерната занятие по робототехнике. Они сначала разобрали, какие бывают датчики и моторы, а потом собрали устройство для измерения расстояния. Для этого понадобились микроконтроллер, два мотора, ультразвуковой датчик и три кабеля. Через 10 минут у каждого ученика получилось рабочее устройство, которым они замеряли расстояния от руки до датчика. В конце урока ребята наперебой рассказывали, что именно им понравилось, и с сожалением узнали, что забрать себе робота нельзя.

— После защиты образовательной программы было очень волнительно, но когда увидела детей, стала спокойнее — вижу, что они доброжелательно настроены. Урок провести оказалось нетрудно, дети сами увлеклись, и им понравилось работать, — признаётся после занятия педагог дополнительного образования Алёна Зайнакаева.

Познавательным и полезным, причём не только для детей, оказалось занятие, которое провела Екатерина Бережнова с пятиклассниками. На уроке она познакомила школьников с несколькими способами ориентирования, если вдруг оказались в незнакомой местности, а компаса с собой нет. Вариантов несколько: найти стороны света по механическим часам, сориентироваться по солнцу или луне, а можно сделать компас самим из воды, листика и металлического стержня.

— Надо налить во что-нибудь воду, найти держатель — это может быть листик или кусок пенопласта, и взять иголку или скрепку. Чтобы кончик металлического стержня показал на север, его надо намагнитить — это можно сделать о волосы, шёлковую ткань или приложить к телефону, — показывает педагог ребятам.

В Доме творчества Екатерина Бережнова ведёт объединение «Экотур» по программе «Азбука туризма».

— Дети заинтересованы, они хорошо осваивают программу, наверное, потому что они больше находятся в природных условиях, — считает педагог. — У меня туристическая направленность, поэтому и мастер-класс тоже по этой теме: с членами жюри мы разбирали алгоритм создания виртуальной экскурсии по местам, недоступным для реального посещения.

Педагог дополнительного образования из детского сада «Радуга» Анна Корнилова могла бы участвовать и в номинации «Педагогический дебют» — в профессии она всего 2,5 года. В педагогику Анна пришла совсем из другой сферы, и теперь приобщает малышей к физической культуре и учит их безопасности дорожного движения.

— На занятии мы с детьми, играя, учились понимать дорожные знаки: выполняли задания и отвечали на вопросы. Уверена, малышей надо с раннего возраста учить, чтобы они могли самостоятельно ориентироваться на улице, — считает Анна Корнилова.

Члены жюри оценивали каждое задание по нескольким критериям. Кстати, одно из новшеств конкурса этого года, как мы уже писали, — это ученическое жюри: в каждой номинации присутствовали по два учащихся из классов социально-экономической направленности Тазовской средней школы. Десятиклассница Алёна Даниленко становиться педагогом не собирается, но посмотреть на выступления взрослых было увлекательно:

— Интересно было узнать, как проводят уроки, посмотреть на это, так сказать, с обратной стороны. Хотелось бы посетить занятия по туризму, но возраст у меня уже не подходит.

— В этом году представлены очень интересные направления: спортивный туризм, робототехника, программа подготовки к школе детей с нарушениями речи, ПДД до этого ни разу не было. Все интересны, у каждого педагога есть изюминка. Оцениваем конкурсантов по множеству критериев: самоанализ, проведение занятий, их содержание, коммуникативная культура, умение вести диалог и другим. Пока не могу выделить явного лидера, — говорит после половины испытаний председатель жюри в номинации «Лучший педагог дополнительного образования» Наталья Антонова.

Призёром в этой номинации стала Екатерина Бережнова, а лучшим педагогом дополнительного образования назвали Анну Корнилову.

Воспитатель года

В этой номинации были представлены восемь из десяти районных учреждений дошкольного образования. Самое ответственное и волнительное испытание — это педагогическое занятие с детьми: конкурс в этой номинации проходил в детском саду «Оленёнок», поэтому для большинства участников дети не знакомы. А для участницы из «Оленёнка» малышей привезли из другого детского сада — таким образом, все воспитатели находились в равных условиях.

Первое занятие в первый конкурсный день выпало провести воспитателю из Антипаюты Екатерине Яр. Воспитанников старшей группы она научила новой для них технике рисования «Ниткография»: дети пробовали ниткой, смоченной гуашью, нарисовать цветочек.

— Видно, что для детей это в новинку, но им интересно было, смогла их увлечь. Свою работу оцениваю на «4». Особого волнения не было, морально настроилась на то, что первая выступаю, но были моменты, которые не учла в подготовке, — признаётся после занятия Екатерина Яр.

На мастер-классе членам жюри она показала технику «Спирелли»: это изготовление поделок с помощью нитей, которые наматываются на картонный шаблон. Вообще воспитатель любит осваивать новые техники творчества и применять их в работе с детьми. Теорию черпает из интернета, а практикуется в домашних условиях.

— Как-то увлеклась рисованием крупами — дома перекрасила все крупы! Лучше всего красится манка, яркие цвета получаются. Из разноцветных круп можно картины делать, это хорошо мелкую моторику развивает, — рассказывает Екатерина Яр. В детском саду она работает более 15 лет, начинала с должности младшего воспитателя.

— В другой профессии себя не вижу, даже со школьниками не смогла бы работать! — считает Екатерина Яр. — У нас в «Звёздочке» сборные группы, в моей 22 ребёнка в возрасте от 4 до 7 лет. С детьми одного возраста, конечно, намного легче работать. Коллега антипаютинки Ольга Ложкина из «Оленёнка» 16 лет работает в педагогической сфере. На конкурс она представила свой проект «Помоги мне всё сделать самому», сочетающий познавательную направленность с элементами методики Монтессори.

— В саду применяю эту методику три года, сейчас ребятам, с которыми я занимаюсь, уже шесть лет. Проект направлен на самовоспитание, самообучение, саморазвитие. Отличие этой методики в том, что дети самостоятельны в выборе действий с предметами и материалами, ребёнок ведёт тебя, а не ты ведёшь его за собой. Это свобода выбора, самостоятельность, в то же время она прививает дисциплину — дети привыкают сразу убирать за собой материалы на место, — рассказывает Ольга Ложкина.

На занятии со средней группой воспитатель попробовала совместить методику Монтессори с математикой:

— В целом дети справились с заданиями: разложили цветные таблички, составили цветовую гамму — а это трудно, нашли гномиков, выложили из схемы крепость. Что-то труднее им далось, что-то легче.

Воспитатель из «Северяночки» Ирина Мартынова работает в детском саду три года, но педагогический опыт у неё намного больше — 20 лет. До переезда в Гыду она работала учителем начальных классов и математики.

— Любопытно смотреть на преемственность между детсадом и школой. Опыт переключения получился, помогает учительская практика — психология детская схожа. Отличаются лишь подходы и методические приёмы. Всему можно научиться, — уверена воспитатель Ирина Мартынова.

По итогам конкурса она стала одним из призёров в этой номинации, а титул «Воспитатель года» получила Виктория Васьковская из детского сада «Радуга».

Учитель года

В этом году за почётный титул боролись четыре педагога, причём двое из них преподают одну дисциплину — физкультуру. Были представлены обе школы райцентра, газ-салинская, и впервые за несколько лет приехал педагог из Находки. Внеурочное мероприятие, урок и мастер-класс — основные конкурсные испытания для учителей.

Валентина Андреева из Находки более 30 лет работает учителем начальных классов, но в таком конкурсе участвует впервые. Много лет назад на выбор профессии юной Валентины повлияли её учителя, среди которых — Галина Новикова.

— Добрая, отзывчивая, она понимала, что мы, тундровые дети, оторваны от дома. И любовь учителей к нам подтолкнула меня к выбору профессии педагога, — вспоминает Валентина Андреева.

Темой классного часа для ребят из 3-4 класса ТШИ педагог выбрала дружбу: они пели песни, вспоминали пословицы, выполняли интересные задания. Когда ребята после урока выходили из кабинета, то наперебой рассказывали своей воспитательнице, как им понравилось.

— Больше всего волновало, что неизвестно, какие дети придут. Пришли из разных классов, и мне надо было найти подход к каждому, сплотить их. Считаю, что с каждого занятия ребята должны что-то взять для себя, сегодня — доброту. Чтобы начать занятие, независимо от того, знаком тебе ребёнок или нет, надо внутренне его принять и полюбить, и тогда всё получится! Иногда в ходе урока я могу что-то поменять, но так, что никто этого не заметит. Вот и сегодня я тоже кое-что изменила, но это уже педагогический секрет, — с улыбкой рассказывает после урока Валентина Андреева.

Каждый конкурсант провёл интересные занятия, показал свои методики и особенности.

— Все учителя разноплановые, и форматы их занятий тоже были разнообразными и нестандартными. Особенность Валентины Андреевой — это неподдельная любовь к детям, проведение урока на одном дыхании. У физика Алексея Конакова — интересные методики, в том числе исследовательская деятельность, которой занимались ученики на уроке. Учитель физкультуры Сергей Фомин показал новые методики: ребята на внеклассном мероприятии впервые познакомились со старинной русской игрой «Лаптой», и им так понравилось, что попросили дополнительно позаниматься после занятий. У учителя физкультуры Галины Кумуковой тоже есть свои интересные наработки проведения уроков, и отрадно, что она работает с детьми с ОВЗ и на уроке учитывает особенности каждого ребёнка. В целом конкурс позволил обменяться опытом, получить импульс для достижения новых успехов, — комментирует итоги член большого жюри Ольга Лисовская.

Члены жюри вплоть до подведения итогов не знали, кто победит в этой номинации, — настолько высокий профессионализм показали все участники. Двое учителей, которые по всем конкурсным испытаниям незначительно отставали друг от друга, и признаны лучшими. Призёром конкурса стал учитель физики Тазовской средней школы Алексей Конаков, а победителем признан учитель физкультуры Тазовской школы-интерната Сергей Фомин.

Автор: Елена Герасимова, Роман Ищенко (фото)