На «Студии Факт» — точное время

1991 год знаменателен не только изменениями на политической карте Евразии. В этом году на Филиппинах случилось второе по силе в XX веке сухопутное извержение вулкана, в США начался прокат фильма «Терминатор 2: Судный день». Ещё в 91-м городу Свердловску возвращено имя Екатеринбург, а в Белгородской области родился будущий футболист Александр Кокорин. В Тазовском районе в 1991 году была организована «Студия Факт».

Елена Лиханова,
директор МБУ «СМИ Тазовского района»:

Сейчас многие городские и районные телестудии позавидовали бы нашему оснащению. Обновлять оборудование возможно благодаря окружной программе развития СМИ. И сейчас у нас достаточно профессионального оборудования, которое позволяет выпускать качественный контент. Планов у «Студии Факт» много: есть и творческие, и технические. Пока остаёмся в аналоговом вещании, но будем пересматривать концепцию работы с соцсетями. А в следующем году наших зрителей ждёт приятное событие: наш сайт полностью обновится

Как всё начиналось

Показывать видеозарисовки из жизни геологов, рассказывать тазовчанам о новостях района с экрана телевизора — такая идея появилась у председателя профсоюзного комитета геологического объединения «Заполярнефтегазгеология» Владимира Романенко. Несколькими годами ранее это желание казалось сложно реализуемым: профессиональная техника для создания видеоматериалов и телеоборудование для трансляции были недоступны для обывателей. Сложные и громоздкие телекомплексы поставлялись только на студии центрального и регионального телевидения. Но технический прогресс ускорялся, и уже в 90-е годы люди могли купить для бытового использования камеры и видеомагнитофоны. Энтузиаст Романенко сплотил вокруг себя таких же увлечённых и творческих любителей, и уже летом 1991 года в эфир вышли первые выпуски новостей.

— У нас до этого был такой передвижной видеосалон — показывали в общежитиях в Газ-Сале видеофильмы. Весной приобрели простейшую бытовую видеокамеру Panasonic М7. Использовали аппаратуру, которая была в профкоме Тазовской экспедиции — два бытовых видеомагнитофона и телевизор с большим экраном. Звуковой пульт был в Доме культуры — такое техническое оснащение было у студии до 1992 года, — вспоминает один из основателей «Студии Факт» Александр Дурасов. Он отвечал за техническую часть видеоматериалов, Виктор Шумаков работал и режиссёром, и корреспондентом, и редактором. Идейный вдохновитель и организатор работы, а впоследствии и руководитель предприятия — Владимир Романенко. Эти три человека и заложили основы районного телевидения в Тазовском.

Нелёгкие 90-е годы

С распадом геологических организаций технически снимать передачи стало сложнее, и Владимир Романенко обратился к администрации района, где положительно приняли его идею о создании местной телестудии. В 1992-м студия переехала из Газ-Сале в Тазовский, и следующие три года располагалась в большом кабинете сегодняшнего здания прокуратуры. Там писались тексты, снимались и монтировались новостные выпуски.

С 1993 года при финансовой поддержке администрации района на студии потихоньку начали обновлять оборудование: на смену любительской технике пришли полупрофессиональные видеомагнитофоны с функцией видеомонтажа, видеокамеры, первый компьютер Amiga — на нём создавали титры и бегущую строку. Первый инженер Евгений Панов умудрялся на этом оборудовании делать такие новостные заставки, которые потом ещё долго использовались в новостных выпусках.

На трансляцию — в соседнее село

Первые годы тазовские новости выходили в эфир раз в неделю по вечерам субботы. Поначалу это был часовой, а то и больше, выпуск, в котором смешивались интервью, тематические сюжеты, поздравления. Через несколько лет выпуски новостей увеличили до трёх раз в неделю.

— Тогда телевидение в районе транслировалось через газ-салинскую «Орбиту»: было три канала, и на одном из них можно было делать врезки местного телевидения. Передачи монтировали ночью, чтобы больше собрать материала, а потом кассету с выпуском надо было передавать в Газ-Сале на «Орбиту», — продолжает рассказ Александр Дурасов. Кассеты доставлялись с любой оказией: зимой — с рейсовым автобусом, который курсировал по речке, летом — на вертолётах и лодках. Так продолжалось до 1995 года.

На новом месте

В 1994 году поставили первую вышку — на месте гаражей «Студии Факт», тогда там был пустырь. Её поначалу использовали как радиорелейную связь с «Орбитой», а летом 1995 года приобрели большую спутниковую тарелку, чтобы принимать канал в Тазовском. С тех пор у телестудии появилась возможность собственной ретрансляции нужного канала. Сначала выпуски передач тазовского телевидения выходили на петербургском канале, потом перешли на СТС. В этом же году коллектив «Студии Факт» переехал в здание, где располагается до сих пор. Но тогда телевизионщики заняли лишь несколько кабинетов на втором этаже бывшей конторы «Заполярнефтегазгеологии». Постепенно под телестудию перешёл полностью второй этаж.

— Первые выпуски новостей подписывали «Коммерческая информационная программа «Факт». Название «Студия Факт» появилось позже, когда начали оформлять регистрацию СМИ: тогда выяснилось, что где-то уже существует телестудия с названием «Факт». Поэтому мы стали именоваться «Студией Факт», — рассказывает Александр Дурасов.

Становились профессионалами

На заре зарождения районной тележурналистики местные студии испытывали нехватку квалифицированных кадров: дикторов и работников телевидения готовили пара институтов в столице для центральных каналов. Коллективы районных телестудий постигали азы создания телепередач самостоятельно.

— На журфаках не учили отдельно на ТВ-журналистов, упор делался на печатные СМИ. И учебников по ТВ-мастерству тоже не было, иногда попадались лишь переведённые на русский американские методички, по ним и постигали основы. Сами учились снимать, выстраивать кадр, монтировать сюжеты, смотрели, как это делают коллеги. Единых правил не было, и у каждой районной телестудии было своё видение создания новостей, — рассказывает Елена Лиханова. На «Студию Факт» она пришла в 1993 году и стала одним из первых профессиональных журналистов районного телевидения.

Активное обучение телевизионному мастерству началось в конце 90-х годов, когда появились специализированные курсы и возможность обмениваться наработанным опытом с коллегами

— Когда я устроился в 2000 году на «Студию Факт» телеоператором, мне коллега дал книгу по операторскому искусству — так началось моё знакомство с профессией. Буквально через неделю после моего трудоустройства нас отправили в школу телевидения в Нижний Новгород. И уже в 2006 году я поступил в Санкт-Петербургский университет кино и телевидения на факультет экранных искусств по специальности «Телеоператорство», — говорит о профессиональном образовании Роман Ищенко.

Лучшие передачи — в Тазовском

В конце 90-х новостные выпуски «Студии Факт» стали 20-минутными. Постепенно рождались новые тематические программы — «Дневничок», «Панорама», «Спецрепортаж» и другие.

— Когда я пришла работать на районное телевидение диктором, директор предложил создать молодёжную программу — так появился «Дневничок». Вместе с коллегами придумали структуру, которая используется до сих пор. «Дневничком» занималась более 10 лет, потом перешла на более серьёзные жанры и темы: при мне появилась передача «Прямой разговор», которая долго оставалась популярной, — рассказывает Ирина Кашубара.

В 2000-х годах, когда «Студия Факт» приросла профессиональными кадрами, стали появляться разные авторские программы и проекты. Один из первых — «Твои люди, Север!», рассказывающий о северянах.

— Одни из самых удачных наших проектов — «Твои люди, Север!», «Дневничок», «Тасу Ява», — считает Елена Лиханова. — О высоком уровне нашей телепродукции говорят награды и оценки: в разные годы мы побеждали на самых различных конкурсах в регионе и стране. Если говорить о недавних, то это два проекта, которые наши журналисты сделали совместно с «Газпром добыча Ямбург» о промыслах и экологии. С одним из них победили на всероссийском конкурсе «МедиаТЭК» — это дорогого стоит. Ещё один «победный» проект на российском уровне — это «Легенды земли Тасу ява» на конкурсе «Смиротворец». Но самый значимый вот уже 30 лет наш проект — это новости, то, что смотрят телезрители и что всегда было и будет востребовано.

Вспоминают телевизионщики

Елена Лиханова
Приехала в Тазовский по распределению после окончания журфака Уральского госуниверситета в 1984 году. Работала в газете, на радио и телевидении. Мастерски пишет статьи и сюжеты на любые темы, умеет даже скучное заседание описать понятным языком. Сейчас руководит МБУ «СМИ Тазовского района».

— На «Студию Факт» пришла в 1993 году, когда районное радио, которое поначалу относилось к газете, перевели на телевидение. Полгода занималась радийными делами, потом потихоньку стала снимать репортажи. Наше телевидение всегда выпускало качественную продукцию. С нами с удовольствием сотрудничают «Вести-Ямал», которые являются подразделением ВГТРК «Россия» — у них высокий уровень требований к телепродукции. Периодически наши сюжеты берут и крупные российские каналы. В течение 30 лет «Студия Факт» менялась вместе со страной. В нулевые годы у нас был слоган «На нашем канале — точное время». В принципе, он и сейчас актуален: мы отражаем то время, в котором живём, и выполняем те задачи, которые перед нами стоят.

Александр Дурасов
Работает на «Студии Факт» с самого её основания. С нуля научился монтировать телевизионные сюжеты. Сейчас является заместителем директора МБУ «СМИ Тазовского района».

— В самом начале зарождения районного телевидения было мало технических возможностей, но было интереснее, и отношение к нам было другое. Все в посёлке ждали выхода новостей. Тогда «интерактивность» была на улице, в магазинах, на мероприятиях — наши зрители делились впечатлениями, делали замечания. И мы прислушивались к отзывам и критике, что-то потом учитывали в работе.

Когда находились в первом помещении в Тазовском, мечтали о второй камере: тогда у нас была одна для съёмок и сюжетов, и новостных выпусков. Каждый раз оборудовали место съёмки диктора, ставили камеру на какие-то подручные подставки, настраивали лампу. И чтобы потом всё это не разбирать, очень хотели заиметь вторую камеру для съёмок материалов вне студии.

«Студия Факт» стала для многих людей неким трамплином в профессию, некоторые потом стали работать в более крупных телекомпаниях.

Ирина Кашубара
На «Студии Факт» проработала более 20 лет, прошла путь от диктора и автора программ до главного редактора. Сейчас работает на радио. Уверена, что в СМИ скучно не бывает.

— В 1997 году я пришла на конкурс дикторов, который проводила «Студия Факт». Было много претендентов, строгий отбор, который мне удалось пройти. Я вела новостные эфиры — начитывала готовый текст перед камерой. Тогда не было суфлёров, как сейчас, тогда все с листа читали. Но мне было это настолько интересно, что я заучивала тексты наизусть. Зрители часто спрашивали: как это получается, что смотришь в экран и говоришь. Потом перешла уже на постоянную основу, создавала материалы, правила корреспондентов, занималась фактически всеми темами. Я попала на телевидение в увлекательный период, коллектив был сплочённый, амбициозный, всем хотелось работать и создавать интересный продукт. В посёлке обсуждалась каждая программа, резонансные репортажи — все смотрели новости. «Студия Факт» составляла достойную конкуренцию многим районным СМИ в стране, а победы в федеральных конкурсах доказывали, что мы состоялись, несмотря на то, что из малоизвестного северного посёлка.

Журналистика — это профессия, которая позволяет совершенствоваться на протяжении всей профессиональной деятельности. Любое жанровое направление заставляет думать, искать новые подходы, содержание, поэтому всегда интересно. Когда три года назад перешла на радио, поначалу думала, что здесь работа не настолько яркая, и мне, как человеку энергичному, будет не хватать этой активности. Оказалось не так! Ты сам творец собственной профессиональной истории.

Роман Ищенко
Проработал телеоператором на «Студии Факт» почти 13 лет. Может снять шедевр как видеокамерой, так и фотоаппаратом. С 2013 года трудится фотокорреспондентом в районной газете.

— В сентябре 2000 года увидел бегущую строку по телевидению, что на «Студию Факт» требуются монтажёр и телеоператор. Хотел пойти монтажёром: у меня тогда была домашняя видеокамера, и когда работал начальником цеха переработки оленпродукции, главным технологом по выделке и покраске пушнины, летал с ней на сбор пантов и снимал видео. Потом дома сам сидел, резал кадры, накладывал музыку — интересно было. Но когда пришёл на студию, сказали, что сейчас необходимы операторы. Начал знакомиться с ручными настройками профессиональной видеокамеры, ездил на съёмки с опытными коллегами, затем самостоятельно. И потом понял, что сидеть за компьютером и монтировать всё-таки не моё. Хорошо, что не взяли монтажёром, съёмки намного интереснее.

Автор: Елена Герасимова, фото Романа Ищенко и из архива «Студии Факт»