На Мессояхе открыли зимник с цифровым контролем

Первые большегрузы вышли на зимник, соединяющий Восточно-Мессояхское месторождение с Большой землёй. В этом году в обеспечении безопасной эксплуатации временной автодороги между Тазовским и автономным нефтепромыслом будут применены цифровые технологии контроля

Строительство зимника в этом году было осложнено влиянием негативных погодных факторов: аномально тёплое начало сезона и отсутствие снега стали вызовом для «Мессояханефтегаза» и партнёров по проекту.

— Нельзя сказать, что погодный сценарий этого сезона преподнёс какие-то особенные сюрпризы — для севера Ямала в последние годы характерно смещение сроков наступления низких температур и зимних осадков. Приходится принимать нестандартные решения, которые не прописаны ни в одном регламенте. К решению этой «климатической головоломки» подошли комплексно: как только установились морозы ниже -20, сосредоточились на ускорении темпов строительства и обеспечении высокого качества работ, а на всём протяжении трассы стволового зимника установили снегозадерживающие ловушки, чтобы накопить главный строительный материал, — рассказал Андрей Губкин, менеджер по автодорогам и зимникам «Мессояханефтегаза».

В условиях транспортно-промышленной автономии зимние автодороги становятся единственным вариантом наземного сообщения Мессояхских месторождений с Большой землёй. Ежегодно в период с декабря по май по транспортной артерии протяжённостью 142 км на арктический нефтепромысел завозят оборудование для разработки трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, материально-технические ресурсы для строительства объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения. Кроме того, зимник является важной составляющей социальной поддержки коренного населения Гыданского полуострова, по нему доставляется продовольствие в труднодоступные районы, оленеводы пользуются дорогой для сообщения с райцентром.

— Мессояхские зимники — одна из значимых особенностей нашего месторождения. Тундровых дорог такой протяжённости, с такими условиями строительства и эксплуатации, а главное, такого качества, на российском Севере очень немного. Мы строим их за счёт уплотнения снега, проливки полотна и его подъёма над уровнем тундры. Задача сложная, особенно с учётом особенностей ландшафта: перепады высот здесь до 25 метров, территория испещрена реками и озёрами. Через водоёмы, пересекающие зимник, мы строим семь ледовых переправ общей протяжённостью более трёх километров. Так формируется транспортная артерия, снабжающая наш автономный нефтепромысел всем необходимым для бесперебойной работы на предстоящий год, — отметил начальник отдела по транспортному обеспечению «Мессояханефтегаза» Игорь Сысоев.

Ключевой особенностью транспортного сезона 2023-24 годов станет использование цифровых инструментов для обеспечения безопасной эксплуатации временных автодорог. Качество содержания зимников, состояние дорожного полотна на отдалённых участках и результаты рекультивации тундры после завершения зимнего сезона нефтяники будут отслеживать с помощью беспилотной техники. В системном мониторинге состояния зимних дорог и ледовых переправ специалисты «Мессояхи» и парт-
нёры по обустройству и эксплуатации дорог развивают методы неразрушающего контроля — применение георадиолокационных устройств повышает точность и объективность данных, качество и скорость проверки прочности льда, минимизирует трудоёмкие аналоговые инструментальные замеры.

Грузоподъёмность зимника в момент открытия составила 30 тонн. Пропускная способность сезонной автодороги — более 150 автомобилей в сутки. Прежде чем открыть доступ грузовому транспорту, дорогу оснастили ориентирующими вешками со светоотражающими элементами и дорожными знаками. Для обслуживания зимников «Мессояха» установила дорожно-ремонтные пункты с местами для обогрева и отдыха водителей.

Автор: Мария Кулиш
Фото предоставлено
«Мессояханефтегазом»