Исторический календарь в помощь учителю

Антипаютинский педагог — победитель регионального открытого конкурса на гранты в номинации «Новый учитель Ямала» — работает над проектом и готовится защищать его на районном и окружном уровнях.

Елена Яптунай уже полтора года работает в Антипаютинской школе-интернате. Но эти стены помнят её с тех времён, когда она сама сидела за партой, даже не мечтая, что вернётся в школу в качестве педагога. В старших классах девушка начала задумываться о будущем и выбирать между медициной и педагогикой. Не последнюю роль в дальнейшей судьбе Елены сыграла учительница по истории и обществознанию.

— В старших классах я выбрала педагогику, а поскольку история меня всегда привлекала, мне нравилось, как её преподавали, именно мои учителя привили мне интерес к этой науке. Мне захотелось тоже стать учителем, чтобы знакомить учеников с историческими событиями и людьми, которые вершат историю. Главное — заинтересовать детей, особенно на первоначальном этапе, когда ты только знакомишься с учениками. Нужно найти к каждому свой подход, — уверена учитель истории и обществознания Антипаютинской школы-интерната Елена Яптунай.

В ходе работы молодой педагог поняла, что уроки можно сделать интереснее и информативнее, если разнообразить материал и добавить современные технологии.

В 2022 году она подала заявку на конкурс грантов с проектом «Внедрение исторического календаря в учебный процесс как способ успешной мотивации к учебной деятельности» и стала соискателем в номинации «Новый учитель Ямала». К апрелю 2023 года календарь должен быть полностью готов.

Актуальность темы подтверждается простыми цифрами. Сегодня, чтобы успешно сдать экзамены, школьник должен знать минимум 490 дат, в том числе 113 по всеобщей истории. Даже запомнить столько цифр непросто, а соотнести их с событиями — ещё сложнее.

— Исторический календарь даёт ученикам возможность быстро находить нужную информацию. Он будет содержать наглядные материалы, чтобы дети могли по конкретным датам найти ту или иную информацию. По сути, это сборник всего материала, который связан с данной темой. Начинали разработку проекта в 2022 году. Даты — это то, что сложно даётся детям, а здесь у них перед глазами будет и дата, и что с ней связано. С некоторыми датами могут соприкасаться разные события как в стране, так и в мире, которые можно сравнивать и проводить анализ, — рассказывает молодой педагог.

В работе над проектом Елене Анатольевне помогает её коллега и наставница, тоже учитель истории и обществознания, Ольга Ядне. У неё за плечами 16 лет педагогического стажа.

— Наставником быть совсем не сложно, одна проблема — нет времени. А так как мы работаем вместе, зачастую находимся в одном кабинете, поэтому, конечно, если есть какие-то вопросы, Елена может спросить, посоветоваться. Я никогда не навязываю своё мнение, могу предложить несколько вариантов, а человек уже решает, что ему интереснее. Я уверена, этот проект жизнеспособный. Запомнить все исторические даты — невероятно сложно, практически невозможно. Дети всегда с этим сталкиваются: сложно соотносить даты и события, особенно когда в один год происходит несколько важных вещей или одно крупное событие состоит из нескольких. Этот календарь помогает, и, больше того, он бесконечный, потому что история не стоит на месте. Каждый год происходят события, к ним добавляются памятные даты, поэтому календарь можно дополнять постоянно, — убеждена Ольга Ядне.

На перемене коллеги в учительской обсуждают Хазарский каганат, как его лучше представить в календаре. Через пять минут на уроке в 6 классе ученики с помощью календаря изучают другую тему — нападение на Русь монголо-татар. Ребята в полном восторге от интерактивной доски, которую приобрели в рамках реализации проекта. Рассказ учителя вместе с датами и наглядными материалами воспринимаются совсем по-другому. Это отмечает и молодой педагог. С начала года Елена Анатольевна начала внедрять проект в учебный процесс.

— Изначально мы изучили появление Монгольской империи, используя карты, иллюстрации, даты. Исторический календарь — это дополнительный источник информации, который я использую во время изучения той или иной темы. Это разнообразит подачу материала, детям нравится работать с интерактивной доской. Используя наглядность на уроках, дети лучше усваивают и запоминают материал, потому что идёт и слуховое, и визуальное восприятие информации, — убеждена Елена Яптунай.

По условиям конкурса в первый учебный год грантополучателям предстоит разработать индивидуальный проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса и защитить его перед конкурсной комиссией. В апреле Елена Яптунай представит свои наработки на муниципальном уровне, а в июне — на региональном.

Если соискатель защитит проект и станет полноправным грантополучателем, с нового учебного года в течение двух лет преподаватель должен будет провести работу по внедрению собственного проекта в образовательных организациях округа.

Если же педагог не сможет доказать актуальность проекта, то ему придётся вернуть средства гранта в размере 600 тысяч рублей в бюджет и он потеряет право зваться грантополучателем.

Автор: Людмила Александрова, Роман Ищенко (фото)