Этого ремонта тазовчане ждали долго

В 2020 году капитальный ремонт дороги от Тазовского до Новозаполярного от проекта перешёл к стадии реализации.

Пожалуй, нет ни одного тазовчанина, который хотя бы раз не проехал по участку дороги от Новозаполярного до районного центра — хоть за рулём, хоть в качестве пассажира. Все мы прекрасно знаем, какого качества была эта трасса до недавнего времени. Капитального ремонта тазовчане ждали с большим нетерпением. И вот этот момент настал.

— В рамках соглашения, подписанного между Правительством автономного округа в лице Губернатора и ПАО «Газпром», запланирован капитальный ремонт дороги от Тазовского до Новозаполярного. Напомню, что дорога ведомственная. В 2018-2019 годах велись проектные работы, в феврале этого года начался капитальный ремонт участка протяжённостью без малого 30 километров — с 42-го по 72-й километр трассы. На следующий год запланирован ремонт ещё двух участков: от 42-го километра в сторону Тазовского и оставшийся участок дороги от 72-го километра в сторону Новозаполярного, — уточняет начальник Управления коммуникаций, строительства и жилищной политики администрации Тазовского района Александр Сиденко.

Путешествуя в строну Новозаполярного, изменения начинаешь ощущать за рекой Самбота-Яха: сразу за мостом словно попадешь в другой мир — машина идёт плавно, и уже не чувствуешь скорости. Свежеуложенный асфальт тёмной полосой уходит за горизонт. Спустя несколько минут мы подъезжаем к участку, где сконцентрирована дорожная техника. Буквально 50 метров, и асфальт заканчивается. Вот здесь как раз и можно внимательно рассмотреть все стадии ремонтных работ: от снятия старого слоя асфальта — так называемого фрезирования — до устройства подушки под дорогу и непосредственно асфальтирования. Но обо всём по порядку.

Ремонт именно этого отрезка дороги в качестве приоритетного был выбран не случайно — это самый разбитый и деформированный участок. Понимая масштабы предстоящих работ, подрядчик – компания «Концептстрой» из Омской области — вышел на объект ещё в феврале и начал вывозить снег, подсыпать обочины и готовиться к летнему ремонту.

— В плане строительства этот участок сложен тем, что на нём большое количество отрезков, которые надо выправить под асфальтобетон. У нас тут не реконструкция, а просто капитальный ремонт, который подразумевает фрезирование и покрытие асфальтобетоном. Здесь же пришлось применять разные типы «дорожной одежды», чтобы выправить профиль и подвести его под асфальтобетон. Там, где существующий асфальт был нормальный, идёт два слоя минимальной толщины в 9 и 5 сантиметров верхнего слоя ЩМА-20 — это самый простой тип. Самый сложный — четвёртый тип, где полностью выбирается слабое основание, засыпается подушка из песка, два слоя щебёночно-песчаной смеси толщиной 46 сантиметров, и только потом подходим к асфальту. Из 30 километров дороги почти четверть – 8 километров — это четвёртый тип, — рассказывает руководитель проекта компании ООО «Концептстрой» Андрей Дедов.

Предвидя объёмы работ, компания привезла и установила в Новозаполярном стационарный асфальтобетонный завод производительностью 150-180 тонн в час. Он способен давать круглосуточно до 3 тысяч тонн главного строительного материала. Этого объёма достаточно, чтобы закатать в крупнозернистый асфальт, который, идёт первым слоем, два с половиной километра дороги. Толщина его варьируется от 7 до 13 сантиметров в зависимости от рельефа.

— Где были выбоины, мы всё исправляем и делаем продольный профиль дороги более плавным, согласно нормативным радиусам и параметрам, применяемым к дорогам общегосударственного пользования. Если нижний слой — это обычный крупнозернистый асфальтобетон, то верхний слой «дорожной одежды» – это щебёночно-мастичный асфальтобетон. Его придумали в Германии и активно применяют при строительстве дорог. Он более износостойкий, не даёт образовываться колейности, как нельзя лучше подходит для суровых климатических условий. Ещё одно его существенное преимущество — долговечность, — поясняет руководитель проекта.

По нормативам толщина слоя щебёночно-мастичной смеси колеблется от 3 до 6 сантиметров — в зависимости от категории трассы. При капитальном ремонте дороги Тазовский – Новозаполярный проектом предусмотрен пятисантиметровый слой. Ширина обновлённой дороги будет уже не 6, а 7 метров. Плюс по два метра обочины, причём половина её будет засыпаться асфальтобетонной крошкой, которая осталась после фрезирования старого покрытия. Так что это практически безотходное производство. Чтобы песок не разлетался от сильного ветра и не размывался дождями, на откосы обочин будут укладываться биоматы, наполненные семенами травы.

На тех участках дороги, где высота насыпи выше 6 метров, будет установлено дополнительное ограждение. Конкретно на этом 30-километровом участке дорожникам предстоит сделать 29 километров барьеров.

Объём работ колоссальный, поэтому количество техники и рабочих соответствующее.

— Сейчас у нас задействованы 160 человек, включая обслуживающий персонал. На ремонте дороги используется порядка 30-35 единиц своей техники плюс ещё 20 наёмного транспорта. По материалам, технике, инженерно-техническому составу мы укомплектованы полностью. Максимально используем летнее время — организовано круглосуточное производство работ. Чтобы завод не останавливался, надо было закольцевать машины. Например, на этом участке, расположенном в 70 километрах от завода, нужно 17 грузовиков — каждый с тентом и подогревом кузова, чтобы асфальт не остывал. Каждые 20 минут к асфальтоукладчику подходит машина, в которой от 24 до 42 тонн материала, и постепенно перегружает асфальт, двигаясь на одной скорости с укладчиком. За это время подъезжает следующая машина — и так без конца, — говорит Андрей Дедов.

Сейчас дорожники кладут финишный слой ЩМА: в зависимости от объёма машины одной партии хватает на 97 или 130 метров одной полосы дороги. На сегодняшний день на более чем 14 километрах дороги уложен крупнозернистый асфальтобетон, и на 12 километрах – финишный слой.

Согласно линейному графику завершить работы специалисты компании «Концептстрой» намерены до конца сентября, на октябрь останутся работы по благоустройству, установке дорожных знаков и монтажу бордюрного ограждения.

Автор: Ольга Ромах, фото автора