Экология глазами детей

В конце ноября в Тазовском районе прошёл конкурс экскурсоводов музеев и музейных комнат образовательных организаций.

Развивается музейная тематика

В этом году тема конкурса посвящена Году экологии, объявленному на Ямале. Всего в нём приняли участие 38 воспитанников учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования, которые провели 13 экскурсий.

На протяжении нескольких месяцев воспитанники ТСШ собирали батарейки и пластиковые крышки, чтобы отправить их на переработку

— Очень часто мы затрагиваем экологические проблемы, потому что они связаны с изучением природы Ямала, в том числе флоры, фауны, и воздействия на них нашей нефтегазовой промышленности. В прошлом году мы посмотрели 14 экскурсий, сейчас не принимают участие воспитанники детских садов «Теремок» и «Рыбка». К сожалению, ещё ни разу к нам не присоединялись детские сады северных поселений, но будем работать над тем, чтобы в следующем году они тоже прислали видеоэкскурсии. Потому что музейная тематика развивается, и, думаю, что музейные комнаты и уголки скоро будут в каждом образовательном учреждении, — отметила начальник отдела дополнительного образования и воспитательной работы департамента образования администрации района Наталья Антонова.

Главные виновники — люди

Сначала жюри посмотрело экскурсии газ-салинских дошколят и школьников, а после — тазовских. Первыми в райцентре выступили воспитанники районного Дома творчества: они представили театрализованную сценку «Приключение Феди и эколят». Школьники рассказали, какие последствия от вмешательства человека происходят в природе Севера: как меняются почва, воздух и поверхностные воды.

Воспитанник районного Дома творчества Фёдор Агаев предложил пути решения экологических проблем

— Из-за использования тяжёлых тракторов и вездеходов загрязняются и разрушаются растительный и почвенный покров, страдают оленьи пастбища и охотугодья, а значит, уменьшается численность северных оленей и других животных, растений, птиц. Из-за реагентов и различных присадок, которые используют для бурения, ухудшается экологическое состояние водных объектов. А нефтяные вышки негативно воздействуют на атмосферу. Главные виновники экологических проблем — люди, — рассказали воспитанницы Дома творчества Дарья Тельманова, Руслана Саитова и Алёна Паршукова.

Об экологических проблемах в водоёмах округа говорили ребята, посещающие детский сад «Радуга». Экскурсию «Водный мир Ямала» провели воспитанники подготовительной группы «Колокольчики» Евгений Величко, Анастасия Попенко, Климентий Агеев и Артур Долгоршинный.

Ребята из детского сада «Радуга» рассказали жюри о реках и озёрах, которые есть на территории округа

— Я посчитала, что это наиболее актуальная тема на Севере. В первую очередь хотела познакомить детей с реками и озёрами нашего края, рассказать о природных богатствах, которые у нас есть. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней необходимо с детства. В нашем детском саду уделяется много внимания экологическому воспитанию: проходят занятия, беседы, просмотр познавательных фильмов. Детям очень нравится тема экологии, например, недавно мы сделали выставку рисунков, посвящённых окружающему миру. Она стала дополнением к нашему выступлению, — пояснила воспитатель подготовительной группы «Колокольчики» детского сада «Радуга» Ирина Позднякова.

Активно участвуют в сохранении экологии

Ученицы 4Г класса Тазовской средней школы в своей экскурсии «Чистый Ямал начинается с тебя» затронули тему субботников. По их данным, с начала года в округе под эгидой Года экологии прошло порядка 800 мероприятий, а в акциях по защите окружающей среды приняли участие около 90 тысяч ямальцев.

Ученицы 4Г класса Тазовской средней школы рассказали об экологических мероприятиях, которые с начала года состоялись на Ямале

— Наша экскурсия включает в себя рассказ о субботниках, которые проходили в Тазовском районе и в других городах и поселениях Ямала. Считаем, что тема экологии очень актуальна и важна, потому что загрязнение окружающей среды ведёт к исчезновению многих растений и животных. Возможно, если и дальше будет такая экологическая ситуация, на Земле не будет никакой жизни. Наш класс активно участвует в охране природы. Например, недавно мы делали поделки из вторичного сырья, также проводили акцию среди учеников школы — собирали батарейки и крышки от бутылок, которые в дальнейшем отправим на переработку в Свердловскую область, — поделились планами ученицы 4Г класса Анна Вануйто, Евгения Данильцева, Илона Лапсуй и Анна Андреева.

Мастерство экскурсоводов растёт

При оценке членами жюри учитывались наличие экспонатов и умение работать с ними, знание текста, использование краеведческого материала, оригинальность и творческий подход при проведении экскурсии.

— Мне понравилось оформление выставок, которые ребята сделали к этому конкурсу. Все добросовестно подготовились: собрали очень много интересной информации, особенно удивили дошколята, которые выучили всё наизусть и понимали, о чём говорят. Некоторые ребята из детских садов даже самостоятельно обращались с современным оборудованием. Ещё хочется особенно отметить Тазовскую школу-интернат, где школьники рассказали про экологически чистый транспорт — нарту. Они провели настоящую экскурсию: показали, из чего состоит нарта, рассказали, как и кто её изготавливает, даже привели необычные для многих людей факты, например, что этот транспорт делают без единого гвоздя, — поделилась впечатлениями член жюри конкурса, экскурсовод районного краеведческого музея Марина Гончарова.

— Из года в год проводятся экскурсии-лекции, но становится больше небольших инсценировок с использованием постановок, мини-зарисовок и исследований. Например, ребята из детского сада «Белый медвежонок» были в роли палеонтологов. Мастерство наших юных экскурсоводов растёт вместе с развитием нашей системы образования — они шагают нога в ногу, — подчеркнула Наталья Антонова.

Экскурсию детей из Гыданской школы-интерната комиссия оценивала по видеоролику

Среди дошкольников комиссия выше остальных оценила экскурсии воспитанников «Оленёнка» и «Белого медвежонка», лучшим экскурсоводом стала Анастасия Попенко. Первое место среди учеников 1-4-х классов разделили ребята из тазовских средней школы и школы-интерната. Самая интересная экскурсия была у воспитанника ТШИ Виктора Салиндер. Также ученики средней школы победили среди 5-8-х классов, лучшими экскурсоводами признали Ариадну Оковай и Всеволода Адер.

Автор: Нина Кусаева,
Роман Ищенко (фото)