Общественно-политическая газета Тазовского района ЯНАО Издаётся с 3 января 1940 года
08:32 °C
EUR:  USD: 

Дети изменят Тазовский район

Тропическая оранжерея, переработка мусора, фестиваль профессий, место для отдыха и учёбы — тазовские школьники предложили инициативы по развитию нашего района.

Что было

На прошлой неделе в Тазовском прошла трёхдневная проектно-аналитическая сессия стратегирования. Напомним, её основная задача — обучить участников проектной деятельности, причём довести каждую идею до конечной точки — реализации. Участники сессии — учащиеся 7-10 классов и взрослые тазовчане из разных сфер деятельности.

Кто проводит

Президентская академия (РАНХиГС) вошла в число университетов, которые получили грант по направлению «Территориальное и отраслевое лидерство» в рамках федеральной программы поддержки университетов «Приоритет 2030». Одной из территорий, где реализуется грант, стал Тазовский район: он единственный муниципалитет на Ямале, удостоенный такой высокой чести. Поэтому неудивительно, что сессию посетили гости из Салехарда: заместитель губернатора Ямала Татьяна Бучкова, внештатный советник губернатора ЯНАО Ирина Сидорова и начальник окружного департамента образования Марина Кравец.

Сессия началась

Программа реализации гранта состоит из нескольких образовательных событий, рассчитанных на 10 месяцев. Одно из них — это очная проектно-аналитическая сессия с участием модераторов из РАНХиГС. В Тазовский приехали семь представителей академии, которые в течение трёх дней учили тазовчан, как генерировать идеи, правильно их формулировать и превращать в проекты, способные изменить жизнь к лучшему.

Диалог на равных

Открытие сессии прошло в актовом зале Тазовской средней школы 24 марта. В последующие два дня это помещение стало местом концентрации идей того, как школьники хотят улучшить свою жизнь и пространство вокруг себя.

Проектно-аналитическая сессия стратегирования хоть и носит такое сложное название, но по сути её задачи просты и понятны — в этом убедились все участники в первый же день. Главное, на что неоднократно делали упор организаторы, это равноправие детей и взрослых: одни не боятся предлагать свои пусть даже фантастические идеи, другие не критикуют и поддерживают инициативы школьников.

— Главный принцип работы любой проектной сессии, организационно-деятельностной игры, в том числе нашего мероприятия, — в эти три дня можно всё, что в рамках Уголовного кодекса и не причинит вред здоровью. Взрослые и дети могут обсуждать любые вопросы, которые позволят проанализировать ситуацию в районе, её проблематизировать и понять. Ваша задача — посмотреть на ситуацию извне, реально оценить те достижения, которые есть, выделить проблемные области и высказать своё отношение к этому не через воздушные замки, а через сформулированные инициативы, которые вы будете готовы сделать, — обратился к участникам сессии по видеосвязи директор центра проектного и цифрового развития образования ИОН РАНХиГС Павел Рабинович.

Поиск направлений

Чтобы найти тематический фокус идей, надо понять, чего не достаёт в жизни муниципалитета. Чего не хватает подросткам — школьники знают и без подсказок взрослых, а вот узнать, что нужно району, без «помощи зала» — никак. На открытии сессии в этом помогли главный врач Тазовской центральной районной больницы Эльдар Фараджев и начальник департамента образования Алевтина Тетерина. Они рассказали о главной проблеме обеих систем — нехватке местных кадров.

— Сейчас в нашем штате 10 процентов медработников — местные, кто отучился и вернулся в район. Хотелось бы увеличить эту цифру хотя бы до 30. Хотелось бы по итогам сессии максимально мотивировать молодёжь на выбор достойной профессии врача, — выступил перед гостями Эльдар Фараджев.

— У нас тоже серьёзная проблема с кадрами, мы ежегодно приглашаем молодых педагогов из разных регионов страны. Хотя всё больше тазовских детей после окончания школы поступают на педагогические специальности. Но наши выпускники или не возвращаются к нам, или не работают по специальности. А ведь в нашем районе одна из самых высоких зарплат — у учителей, — отметила Алевтина Тетерина.

Ещё гостей и участников познакомили с культурной и социальной жизнью района и видами предпринимательской деятельности. Школьников пригласили поучаствовать в культурных мероприятиях и предложили подумать над новыми форматами, а также над тем, какой можно организовать бизнес, используя традиционную хозяйственную деятельность тундровиков.

После таких предложений и пожеланий участники разошлись по площадкам: детям предстояло придумать идеи по любым направлениям деятельности, а взрослым — помочь в формулировке.

— Взрослые привыкли мыслить с высоты своего опыта, и мало задумываются, насколько это интересно молодому поколению. Поэтому нам важно дать свободу ребятам, услышать, что хочет молодое поколение. Есть вероятность, что они предложат такие альтернативы, о которых мы даже не задумываемся. Пересечение взрослых с их видением и опытом и детей, которые готовы ответить на их предложения, — один из самых эффективных способов проектирования и решения проблем в любом регионе, — уверена руководитель проектно-аналитической сессии Анастасия Назукина.

Задание для взрослых

Школьники разделились на команды, их курировали профессиональные модераторы из академии. В качестве стажёров на площадках к ним присоединились педагоги, представители социальной или другой сферы: они освоят проектную деятельность и будут в дальнейшем сопровождать команды, поскольку сессия — это всего лишь первый этап. Ещё сформировались четыре группы, полностью состоящие из взрослых участников. Организаторы заранее приготовили тему, над которой предложат подумать взрослым.

— Мы хотим вынести на их обсуждение реорганизацию работы интерната, перепроектирование интерната как смысловой рамки. Если взрослые будут готовы принять этот вызов, тогда предложат свои варианты. Но есть опасения, что они откажутся от этой темы, — высказала предположение в день открытия сессии Анастасия Назукина. Но опасения руководителя не оправдались: группа педагогов взялась за эту тему и предложила масштабный проект реорганизации привычного представления о получении среднего образования.

Чего хотят дети?

Ко второму дню команды пришли с несколькими идеями, которые они представили перед коллегами — именно так можно было назвать всех участников сессии.

От каждой команды выступал один представитель с рассказом об идеях. Обратная связь от слушателей в виде рекомендаций или комментариев дала командам новые направления для размышлений, чтобы в дальнейшем выбрать одну инициативу и предложить её реализацию.

Фантазию подростков никто не ограничивал: некоторые идеи удивляли, а некоторые заставили взрослых задуматься. У одной команды получились три идеи: торгово-развлекательный центр, в котором будут присутствовать известные бренды одежды и сеть фастфудов, колледж и культурный центр с театром.

Другие ребята предложили дополнить райцентр какими-нибудь арт-объектами, построить игровые центры, создать для разработки проектов центр наставничества для молодёжи, организовать молодёжное СМИ и открыть новый приют для животных.

— Наше поколение забывает родной язык. Культурные программы проводятся только с целью развлечения. Нет интересной подачи, поэтому молодёжь не хочет изучать родной язык и культуру. Мы предлагаем создать кружок «Муза Тасу Ява»: для поддержки авторских ненецких песен, занятий вокалом, издания альбомов с текстами. Чтобы, например, я пришла туда со своей песней, и меня научили правильно петь и подбирать ноты, — озвучила идею студентка новоуренгойского колледжа Дарья Ядне.

— Мы услышали о кадровых проблемах, что молодёжь не возвращается в Тазовский. Подумали над причинами и придумали «Фести-проф»: место, где дети познакомятся с профессиями, узнают, какие условия работы в Тазовском, и смогут выбрать нужную специальность, — предложил идею восьмиклассник Фёдор Агаев. Забегая вперёд, отметим, что этот проект получил высокую поддержку от взрослых.

Построить этногородок, чтобы развивать культуру народов Ямала, проводить на системной основе экологические акции и пропаганду спорта и здорового образа жизни, рециклинг бытового мусора, воспитание экологической культуры у взрослых, развлекательный центр, покрытие района высокоскоростным интернетом, тропическая оранжерея, фитнес-центр, кафе-study — почти два часа ребята рассказывали о своих идеях.

— Дети критически отнеслись ко многим моментам жизни в нашем районе. Они видят проблемы, и некоторые для нас сегодня были откровением, потому что мы на них смотрим с точки зрения взрослых, а дети оценили со своего ракурса. Многие идеи жизнеспособны. Видим, что дети хотят сделать жизнь в районе лучше и сами могут участвовать в этом. Приятно, что они посмотрели фильм о районе и услышали посыл взрослых, и всё это легло в основу идей. Горжусь нашими детьми! — восхищается идеями школьников начальник департамента образования администрации района Алевтина Тетерина.

Подумать и выбрать

Во второй половине дня командам предстояло определиться с одним направлением и доработать его, учитывая рекомендации взрослых. Например, школьникам посоветовали посетить районный музей и посмотреть, как там организовано знакомство с культурой ненцев, поразмышлять над системой арт-объектов, составить список тазовчан, которые могли бы чем-то помочь молодёжи, проанализировать, почему в посёлке до сих пор нет торговых и развлекательных центров, разобраться в причинах появления бездомных животных.

В кабинетах, где работали команды, царил творческий хаос: листы бумаги с набросками идей, цветные стикеры, на которых дети записывали своё видение будущего Тазовского района и шаги, которые приведут к нему. Один модератор руководит двумя командами, ему помогают стажёры — они перенимают опыт, подсказывают ребятам.

— Мы работаем с детьми не со своей школы — это условие. Наша задача — перенимать опыт у главного модератора, чтобы потом могли помогать ребятам. Не скажу, что проектная деятельность — новое веяние, мы с ней знакомы. Но опыт интересный, у профессионалов другой формат подачи, этапы, которые, возможно, более эффективны. С детьми очень интересно — говорящие, мыслящие. Это как раз та среда, в которой можно почерпнуть новые идеи. Помощь взрослых нужна в том, чтобы увидеть в предложениях детей зачатки инициатив и взрастить их. Мы не ранжируем их по правильности-неправильности, не критикуем — учащиеся говорят о том, что волнует именно их, — рассказывает о работе стажёра педагог Газ-Салинской средней школы Альмира Ситдикова.

— Мы здесь полтора дня, не сразу всё было понятно, но потом нам стало интересно, старались подключиться к работе. Наше направление — культура, обдумывали много вариантов и остановились на этногородке, — говорит семиклассница Александра Янова.

— Поначалу были сложности: какую проблему выбрать, что мы изменим, что будет, когда воплотим идею. В целом работа очень интересная! — признаётся одноклассница Александры Софья Никитина.

От капсул к оранжерее

Другой команде предстоял нелёгкий выбор: из трёх идей — центр для детей и молодёжи, покрытие wi-fi всего посёлка и тропическая оранжерея — надо остановиться на одной. По совету модератора ребята обдумали затратность каждого проекта и остановились на более жизнеспособном — оранжерее. Там можно разводить тропические растения, бабочек, проводить экскурсии, выращивать цветы на продажу — такой островок зелени скрасит жизнь тазовчан, уверены инициаторы. Подобный опыт реализован совсем недалеко — в Новозаполярном зимний сад существует много лет. Хотя в ходе беседы с участниками выяснилось, что никто об этом не знает и там не был.

— К идее про оранжерею пришли через будущее: на стенде написали, какое будущее хотим — роботизация, улучшение экологии, медицины. И в колонке «настоящее» написали то, что мы можем сделать, чтобы прийти к такому будущему. По экологии у нас сначала была идея про капсулы, из которых можно вдохнуть свежий воздух. Но это слишком фантастично, и появился более реалистичный вариант оранжереи. В целом работа интересная, общаемся со специалистами, у нас много идей. Обычно в школе, если урок скучный, то я отключаю мозг и ничего не запоминаю, а здесь всё интересно, я запоминаю. В моей будущей профессии такой опыт точно не поможет, но для личного развития полезно, — считает будущий пилот, восьмиклассник Булат Нурисламов.

Другой интернат

После выбора идеи ребята научились пользоваться одним из инструментов стратегического управления Canvas. Это схема для проектов, где описываются все процессы: предложение, инфраструктура, потребители, финансы. Следующий шаг — «вертушка» или «карусель»: команды делятся, одна часть готовит презентацию своего проекта, другие ходят по таким же презентациям на других площадках. Помимо цели «на других посмотреть и себя показать», можно перенять у коллег какой-нибудь полезный опыт.

Одна из взрослых команд представила свой проект «Стирая школьные границы» — это как раз те участники, которые приняли вызов руководителей сессии о переосмыслении работы школы-интерната.

— Мы рассмотрели интернат как проблему закрытого пространства. Предлагаем стереть школьные границы, чтобы дети могли по индивидуальным маршрутам найти интересующее направление в других образовательных организациях. Основное образование ребёнок получает в одной школе, а вот дополнительное может выбирать. В этот процесс можно включить Антипаюту и Гыду — они могут взаимодействовать дистанционно либо подготовленными кейсами, — рассказала о проекте заместитель директора по воспитательной работе ТСШ Светлана Мамонтова.

Проекты в сценках и макетах

В третий день участники представили свои проекты. В итоге их получилось 18 — некоторые команды всё же выбрали не одну идею. Презентация проекта — это не только его описание, но и творческое воплощение его целей. Участники создали макеты своих идей, подготовили сценки.

Все проекты получили поддержку в той или иной мере. Так, Дарью Ядне пригласили исполнить свою песню на Слёте оленеводов, авторов этногородка возьмут в команду по разработке концепции такого объекта, который уже запланирован в Тазовском, инициаторов по рециклингу мусора взял под своё крыло заместитель главы администрации Тазовского района Виталий Фёдоров, детскую идею о форуме «Живи со спортом» объединят с ежегодным фестивалем ЗОЖ, проекты центра наставничества молодёжи и кафе-study будет курировать руководитель сессии, а первый «Фести-проф» состоится уже 8 апреля.

Конец года покажет

Через неделю после сессии наставники продолжат работу с командами онлайн по доработке проектов. В мае состоится день «Х», когда детские команды встретятся с возможными потребителями или заказчиками их идей. И если те одобрят, то проект запустят в реализацию. Если откажут, то идею доработают, а если совсем не примут, то команды подумают, можно ли что-то поменять или попробовать что-то новое. По плану детские и взрослые идеи должны реализоваться уже в конце этого года.

Автор: Елена Герасимова,
Роман Ищенко (фото)