Общественно-политическая газета Тазовского района ЯНАО Издаётся с 3 января 1940 года
22:27 °C
EUR:  USD: 

Дело всей жизни

В первое воскресенье июля свой профессиональный праздник отмечают работники морского и речного флота. Сегодня мы расскажем о капитане катера «Полярная звезда» Андрее Панове.

С юга на север

Второй год Андрей Панов работает в дирекции по обслуживанию деятельности органов местного самоуправления администрации Тазовского района. Его профессиональная карьера начиналась в Одессе в 80-е годы, а уже в 90-м она продолжилась на просторах Крайнего Севера.

— Я родился в Одессе — рядом всегда были корабли и море. Куда мне было идти — только в морское училище. Окончил Одесское ГПТУ № 17 и пошёл работать на суда заграничного плаванья. В 1985-1986 годах начался развал флота, тогда предложили перегнать новую технику из Польши на Север России. Получили два парохода и доставили их в Салехард, я там и остался работать. А в 90-м году пароходы продали, естественно, без экипажа. Деваться было некуда, не ехать же обратно в Одессу, где флота уже практически не было, перешёл в технический участок, остался на малом флоте, — рассказывает капитан.

Тогда же Андрею Панову предложили перевестись в Тазовский, где он и обосновался.

— Сначала работал в техучастке, а потом перешёл в совхоз — там зарплата выше была. В 2002 году устроился на пароход к частнику, а позже предложили работу наладчика топливной аппаратуры на гидронамыве. Между вахтами зарабатывал на флоте: 45 дней трудился наладчиком, остальные 45 дней и отпуск — где-то три с половиной летних месяца — на пароходе. В 2014 году ушёл к Михаилу Сытнику на «Эдельвейс», а в прошлом году напарник переманил на малый флот. Здесь всё устраивает, да и годы уже не те, чтобы бегать с предприятия на предприятие. В рабочее время обслуживаю катер, чтобы не подвёл, потому что ребята, которые ухаживали за ним до меня, немного запустили. Недавно оборудовал его санузлом и холодильником, — отмечает Андрей Анатольевич.

В приоритете — флот

На выбор будущей профессии повлияло не только место жительства.

— У меня все мужчины в роду моряки, начиная с прадеда: он на паровых судах работал в Севастополе. Дед был большим специалистом — ллойдовским механиком. Он в 20-х годах окончил курсы в Англии, и его диплом позволял работать на любом судне. В войну дед был главным механиком базы торпедных катеров на Чёрном море и участвовал в обороне Севастополя. Отец в это время четырнадцатилетним мальчишкой воевал юнгой. Дед до конца войны дошёл и стал механиком в пограничном пункте Одессы, а после — начальником пограничной заставы в морской части. Отец после ранения перешёл на гражданскую специальность и был капитаном на пароходе. У меня выбора особо не было: играл только в кораблики, рыбачил с дедом на маяке пограничного пункта, так же и другие наши ребята. А потом мы с парнями в мореходки поступили, правда, в разные. Многие так и остались в морском флоте, — говорит Андрей Панов.

За годы, которые прошли в Тазовском районе, он попробовал себя в разных профессиях, но, признаётся Андрей Анатольевич, ни одна не смогла заменить дело всей его жизни.

— Я пробовал много других профессий — в межсезонье взрывал скважины в сейсморазведке, иногда подрабатывал стропальщиком. Мне понравилось работать наладчиком топливной аппаратуры, но это дело больше подходит молодым: нужно иметь очень хорошее зрение, сейчас у меня не такое, а там работа «на волосок». Здесь проще, да и я себя в другой профессии не вижу — для меня флот в приоритете, — отмечает судоводитель.

По стопам отца

Любовь к флоту появилась и у нынешней семьи капитана. Женился он в 1991 году в Тазовском. Позже у пары родились 3 дочери, а сейчас есть и 2 внучки. Семейное дело планирует продолжить старшая дочь.

— Дочка хочет экстерном пройти обучение на управление маломерными судами. Сейчас есть возможность учиться через интернет, раньше, конечно, такого не было. Планирует работать потом по этому направлению. Я её поддерживаю и буду рад, если всё получится, она с самого детства со мной в кабине сидела, — поясняет Андрей Панов.

История профессионального праздника работников морского и речного флота насчитывает более 300 лет, во все времена российский флот был и остаётся гордостью нашей страны, а начинается он с самых отдалённых уголков России, в том числе и с территории Тазовского района!

Автор: Нина Кусаева,
Роман Ищенко (фото)