500 километров под парусом

Учёные Русского географического общества провели ходовые испытания катамарана российского производства. Они прошли от Тарко-Сале до Тазовского.

К пирсу общества «Тазагрорыбпром» такие лодки причаливают нечасто. В основном здесь встречают катера, несамоходные рефрижераторные суда и баржи с уловами. Но в конце сентября в районном центре высадился десант Русского географического общества. Путешественники за 8 дней преодолели 500 километров. Вышли из Тарко-Сале, прошли Пур, потом Таз — и вот причал «Тазагрорыбпрома».

Весь экипаж — 4 человека. Пока одни привязывают покрепче канаты от катамарана к опорам пирса, а другие снимают специальные водонепроницаемые костюмы, руководитель экспедиции рассказывает о том, какие цели преследовали учёные-путешественники.

— В прошлом году подали заявку на реализацию проекта «Паруса Ямала», получили одобрение попечительского совета, и вот мы здесь. Данный проект призван доказать, что в Арктике можно ходить под парусом. В рамках экспедиции мы провели ходовые испытания катамарана, проверили работу различных устройств: например, эхолота, навигационных систем, средств связи. Важно было понять, что нужно улучшить, что убрать, а что добавить при подготовке к следующим экспедициям. Конечно, ещё предстоит полноценный анализ, но предварительную оценку уже можно дать. На этом катамаране можно без проблем проходить реки, заходить в мелкие протоки, что важно при проведении различных исследований, — отмечает заместитель председателя регионального отделения Русского географического общества в Ямало-Ненецком автономном округе Игорь Кузнецов.

Не возникло никаких проблем и при переходе через Тазовскую губу. Путешественники вспоминают, что волна была до полутора метров высотой, ветер — 17 метров в секунду, но катамаран выдержал все испытания.

Разработал конструкцию этого парусного судна, где, конечно, на всякий случай есть и мотор, но путешественники для чистоты эксперимента его старались не использовать, Анатолий Кулик. Это известный путешественник из Новосибирска. Достаточно лишь сказать, что он совершил кругосветное путешествие на надувном катамаране, подобном тому, что бороздил реку Таз в прошлом месяце. Вес этого первопроходца – 160 килограммов, с собой на борт участники экспедиции взяли 700 килограммов груза. Ещё одна особенность: катамаран можно собрать и разобрать всего за полчаса, а потом перевезти в кузове автомобиля или на вертолёте.

— Надеемся, что теперь и в Арктике будут такие суда ходить, может, даже побольше. Будем смотреть, анализировать. Это дело будущего, — говорит Игорь Кузнецов.

Сентябрь был выбран не случайно. Хотелось проверить катамаран в более экстремальных условиях, чем летом, объясняют путешественники. За эти восемь дней экспедиция попадала под дождь так, что даже отказывала фототехника. Учёным приходилось ночевать на берегу, но все эти трудности оказались преодолимы. Первая экспедиция показала, что будущее у проекта есть. «Паруса Ямала» готовы к путешествиям по рекам региона.

Автор: Константин Коков, Роман Ищенко (фото)