42 года как один день

Как появилась мечта об авиации? Что хуже: снег или песок? И зачем вертолёты оставили на африканском ранчо? Ветеран тазовской авиации Ринат Абдулин вспоминает годы работы.

Рождение и воплощение мечты

Ещё будучи мальчишкой, Ринат с друзьями часто бегал на аэродром в Увате, где в 60-е годы прошлого века базировались вертолёты и летали рейсовые самолёты. Пацаны с интересом смотрели на винтокрылые машины, подружились с лётчиками и техниками, а те их иногда катали на вертолётах. Так появилась мечта связать свою жизнь с авиацией.

— В 1971 году после школы решил поступать в авиационное училище. В лётное не прошёл, предложили в авиационно-техническое — согласился, лишь бы было связано с авиацией. Учился в Выборгском авиационно-техническом училище на техника по обслуживанию самолётов и вертолётов. Изучали там Ан-2 и Ми-4, — вспоминает Ринат Абдулин. — В 1974 году окончил училище, выбор места для работы огромный, но я сразу сказал, что хочу на север, на самый крайний. Сначала хотел в Мыс Каменный, но там мало мест, не попал. Предложили Тазовский — знал по карте, где он находится, и с большим удовольствием поехал туда.

25 февраля 1974-го на лёд реки Таз приземлился самолёт Як-40 из Салехарда. Среди прочих пассажиров на нём прилетел Ринат Абдулин. Работа в авиации для него началась с должности техника по обслуживанию вертолётов Ми-4.

На тот момент на базе в Тазовском было шесть винтокрылых машин и порядка 10 самолётов Ан-2. Однако мечта подняться в небо никуда не делась, и через три года техник переучился в Кременчуге на бортмеханика. И с начала 1978 года Ринат Абдулин пополнил лётный состав Тазовского авиапредприятия.

На Ямале

70-80-е годы — бурное развитие нефтегазоразведки на Ямале. А это и обустройство месторождений, и доставка туда специалистов, и новые посёлки, а значит, и строительство. Без авиации в непроходимой тундре никуда, поэтому летали в те годы по всей Тюменской области. Это и грузовые перевозки, и пассажирские рейсы, и санзадания, да и тушить пожары в тайге и тундре тоже помогала и помогает авиация.

— До 1976 года на Салехард летали гидросамолёты. А когда появились вертолёты Ми-8, то на них стали. Были постоянные рейсы в Антипаюту, Находку, Гыду, Новый Уренгой. Но всё-таки основная работа — это на нефтегазовые экспедиции, их три было в районе. Летали в сторону Надыма, Уренгоя, Красноселькупа, Тарко-Сале, Ноябрьска, на острова, облетали весь Тазовский и Гыданский полуострова, — перечисляет направления полётов ветеран авиации.

В 1975 году самодеятельная группа «Витязи», куда входили тазовские авиаторы, в честь 30-летия Победы совершила агитполёт по Тюменской области

Сложности в работе

Бортмеханик — это член лётной команды, который отвечает за техническое состояние вертолёта. Работа требует не только знания техники, но и внимательности и умения быстро принимать решения. Сложностей добавляют северные условия: в зимнее время взлёты-посадки приходится совершать ночью и в облаках снега, весной и осенью летать в туманах, а летом обходить грозы.

— Зимой почти всегда в сумерках летали. Сложно зимой в тундре на белизну садиться: ориентиров нет, а если ещё и снег не слежавшийся, то так запуржит, что только по приборам второй пилот может контролировать посадку. Осенью, например, летим на Антипаюту, точно знаем, что там погода хорошая, а в пути попали в низкую облачность — переходим на полёт по приборам, выбираем безопасную высоту и идём, — рассказывает об условиях работы Ринат Абдулин.

За границей

Квалифицированные вертолётчики нужны были не только на Ямале. В 90-е годы экипажи зачастую отправляли в зарубежные командировки, в частности, в Анголу, где шла гражданская война.

В 1992 году Ринат Абдулин впервые отправился в загранкомандировку на год. Российские экипажи помогали в проведении выборной кампании президента страны.

— Полетели экипажи из Тюмени на Руслане-124, в него 4 вертолёта погрузили, и таких пять рейсов было. В Анголе летали по городам и провинциям, возили агитаторов, затем урны избирательные, — делится воспоминаниями бортмеханик.

В начале 90-х ещё одна африканская страна, но уже на другом берегу континента, нуждалась в помощи. В 1994 году Ринат Абдулин в составе экипажа отправился в Сомали. Там вместе с американскими и европейскими коллегами перевозили наблюдателей ООН.

— Три месяца там пробыли. Потом стало совсем невозможно летать. Перегнали все вертолёты в пустыню, там находился большой аэродром. Дальше 8 вертолётов погнали в ЮАР через Кению, Танзанию, Мозамбик и оставили их на территории ранчо. Вертолёты позже забрали, — продолжает рассказ Ринат Абдулин.

Ещё в лётной жизни Рината Абдулина было по две командировки в Сьерра-Леоне и Судан. Каждая — не более 4 месяцев. Последняя загранкомандировка случилась в 2007 году на Гаити. Миссия та же: перевозить миротворцев ООН и гуманитарные грузы.

— Там летали на больших высотах между горными хребтами. Республика Гаити небольшая, можно за два часа облететь. На восточной части острова — Доминикана, там спокойно, курорт. За всё время нам удалось раза три-четыре съездить на пляж. Вообще, где не стреляют, там везде нормально. А нас только в страны с неспокойной обстановкой посылали, — смеётся бортмеханик.

Нештатные случаи

Таких в профессиональной жизни Рината Абдулина было всего два. Один из них — отказ двигателя в полёте по санзаданию в районе Тадибе-Яхи.

— Недалеко от фактории есть бетонная площадка, там раньше экспедиция была. Дотянули до неё с командиром экипажа Игорем Жуковым на одном двигателе. Нас оттуда вывезли другим вертолётом, потом вернулись с техниками и новым двигателем. На месте заменили и прилетели в Тазовский, — рассказывает Ринат Абдулин.

Ещё одна ситуация произошла в районе Красноселькупа — разрушился вентилятор, который стоит над двигателем, и стружка от него залетела в аппарат.

— На табло загорелся сигнал «Пожар», стук какой-то начался, но все параметры в норме. Хорошо, было где сесть: не стали выключать двигатель, выскочили, осмотрели — вентиляторная установка разрушилась. Командиром там был Виктор Вавилов. Нас вывезли в Красноселькуп, а к вертолёту приехали техники и всё заменили, — вспоминает ветеран.

Передать опыт

С 2007 Ринат Абдулин работал штатным инструктором в лётно-инструкторской группе. Общий налёт на вертолёте — более 23 000 часов. Порядка 30 молодых специалистов бортмеханик обучил всем тонкостям работы:

— Отучившись на курсах, они здесь сдавали зачёты, проходили наземную, тренажёрную и лётную подготовку. Непосредственно в полёте показываешь технологию работы экипажа, каким способом какие грузы цеплять, чтобы не болтало. Отрабатывали саму технологию — подцепка груза, поднятие, сгон, посадка.

Уже 8 лет как Ринат Абдулин на пенсии:

— Быстро пролетела жизнь, 42 года как один день…

Признаётся, что летать уже не хочет, но иногда приезжает на аэродром в Увате, где сейчас заправляются и забирают грузы вертолёты, тренируются парашютисты. На то самое место, где родилась мечта о небе.

Автор: Елена Герасимова,
фото из личного архива Рината Абдулина