Жизнь учителя музыки: ни дня без творчества
Учитель — уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Профессия, которая всегда вызывала уважение и признание.
Предлагаем нашим читателям цикл статей о педагогах района: тех, кто уже на заслуженном отдыхе или ещё трудится в образовательных учреждениях. Каждая история — уникальна и интересна, а личность и профессиональные достижения учителя достойны того, чтобы о них узнали земляки.
Сегодня рассказываем об учителе музыки Тазовской средней школы Татьяне Таборовец.
В выборе профессии помогла семья
Громко шуметь, проявлять свои творческие способности и одновременно получать знания, пожалуй, можно только на нескольких школьных уроках, в их числе и музыка. В Тазовской средней школе этот предмет почти 39 лет преподаёт Татьяна Таборовец.
Музыка в семье маленькой Татьяны звучала постоянно. Она вспоминает, как музыкант-самоучка папа брал её на праздники, куда его приглашали сыграть на гармони, баяне или аккордеоне.
— Мне очень нравилось ходить на подобные мероприятия с папой — будь то свадьба или ещё какое-то семейное торжество, иногда я даже ему подыгрывала. Он хорошо пел, сочинял смешные частушки, был самым весёлым в нашей семье! У мамы тоже был очень красивый голос, она часто выступала в хоре, — вспоминает Татьяна Таборовец.
Жили они в Беларуси, в Мозыре, где и училась наша героиня. С самого детства она увлекалась спортом и мечтала быть тренером, о карьере учителя и музыкальном направлении не задумывалась почти до самого выпуска из школы. Несмотря на то, что окончила музыкальную школу, куда в 6 классе её отвели мама и папа.
— Родители заставили меня отучиться в музыкальной школе, но мне казалось, достаточно того, что я умею подбирать музыку под любую песню, а изучать ноты ни к чему. Мне всё давалось легко, я осваивала двухлетнюю программу за год, поэтому вместо пяти лет обучения завершила классы баяна и аккордеона за три года. Когда пришло время определяться с будущей профессией, я была на распутье: мне, конечно, нравилась музыка, но параллельно я занималась лёгкой атлетикой и лыжными гонками, поэтому очень хотела быть тренером. Решающим фактором в пользу музыки стало то, что я плохо плавала, а этот норматив требовался при поступлении, — поясняет педагог.
Та, что первой встретилась на пути В 1980 году выпускница Мозырской средней школы № 9 поступила в Гомельский музыкально-педагогический колледж имени Л.С. Выготского по направлениям «Музыкальное образование» и «Хоровое образование». А в 1983 году, сразу после его окончания, Татьяна получила несколько направлений на работу: одно из них в родную школу, а другое — в школу № 6 в том же городе.
— Когда я приехала в свою школу № 9, то место было уже занято, поэтому пришлось выбрать второй вариант. Отработав год, вышла замуж. Муж только окончил геологическое училище, и его отправили работать на Крайний Север в геологическую партию. Отсюда супруг отправил мне направление из местной музыкальной школы, но у меня были проблемы с откреплением от места работы, поэтому, когда я 7 ноября 1984 года переступила порог тазовского аэропорта, место уже было занято. Пошла в районо, где мне сказали, что в Тазовском есть две школы: средняя и школа-интернат, в обеих требуются учителя музыки, и предложили выбрать, куда пойду. Я тогда приняла решение, что буду работать в той, что мне первой встретится на пути. Здание районо было рядом с музыкальной школой, я поднялась по лестнице на холм — здесь сейчас стоит церковь, а раньше находилась средняя школа: зашла в неё и осталась, — рассказывает Татьяна Таборовец.
Педагог отмечает, что на новом рабочем месте её очень тепло встретили, за те годы, что она провела в стенах школы, у неё появилось много друзей, в том числе и учителей, которые когда-то взяли шефство над ней.
Лучшие ученики
За 39 лет у Татьяны Александровны было много талантливых учеников, которые не раз становились призёрами и победителями районных и окружных конкурсов. Среди выпускников последних лет она выделяет Алину Острикову с сильным голосом и Юлию Журбенко, которая может исполнять песни на других языках. А особенно гордится Гадиром Байрамовым.
— С первого урока Гадиру нужно было петь лучше всех и громче всех. Как яркая звезда зажёгся, всегда трудился на уроках. Когда я первый раз позвала его на индивидуальные занятия, он сказал, что записался на футбол. Потом ещё несколько раз предлагала — отказывался. Тогда я позвонила его родителям, говорю: такой талант пропадает, поговорите с Гадиром, чтобы он начал ходить ко мне. Во втором классе я решила быть понастойчивее: назначила ему дату занятия, и он пришёл. Больше не уговаривала, он уже сам просился заниматься, даже в праздники и каникулы, — вспоминает учитель музыки.
После школы Гадир Байрамов окончил колледж искусств Тюменского государственного института культуры, сейчас является студентом этого же вуза. Кроме того, он работает в Тюменском театре русского романса и часто приезжает в родной посёлок с концертными программами.
— Когда Гадир приезжает, мы общаемся, он приходит в школу, ко мне в гости, а я с удовольствием хожу на его концерты. Мы на связи постоянно, с его родителями тоже — они для меня, как вторая семья, — подчёркивает Татьяна Таборовец.
— Татьяна Александровна — потрясающий человек, который посвятил всю свою жизнь музыке. Этот педагог стал мне второй мамой! Она всегда скромно слушает мою похвалу и восхищение ею. Все мои победы — это, безусловно, её заслуга, она настоящий профессионал! Вместе с Татьяной Александровной мы привезли с разных конкурсов немало побед нашему району. Я выражаю ей благодарность за всё! — говорит Гадир Байрамов.
Вторая жизнь, а может, даже первая
С первого дня в школе учитель стала организовывать группы поющих детей и привлекать отдельных учеников к сольному пению. Говорит, что со временем научилась моментально определять талантливых детей, сложно только их к себе приблизить.
— Такие дети очень заметны даже в толпе, они выделяются эмоциональными, вокальными или артистическими данными. Их много, — отмечает Татьяна Таборовец. — Изначально приехала работать в музыкальную школу, где необходимы индивидуальные занятия с каждым воспитанником, а поработав в общеобразовательной школе, поняла, что мне нравится проводить уроки именно с классом, чтобы детей много было! Для меня работа учителем — это вторая жизнь, а может, даже первая. Когда только приехала, планировала заработать, чтобы быть независимой от родителей. А позже поняла, что уже не могу без творчества. Даже после 7-8 уроков прихожу домой и продолжаю слушать музыку.
Свои уроки педагог строит так, чтобы дети понимали даже самые сложные темы: использует интерактивные приёмы и другие наработанные годами секреты.
— Я по натуре романтик, люблю слушать классику, например, Шопена. И детям стараюсь привить любовь к такой музыке. Сейчас я работаю с учениками начальной школы, они тяжело воспринимают классические композиции, поэтому ищу музыку в современной обработке или каверы, включаю их, а после даю послушать произведение в классическом варианте, — поясняет Татьяна Таборовец.
Сейчас педагог ушла в годовой отпуск, но даже там не планирует прерывать творческий процесс. А семейное увлечение перенял сын Татьяны Таборовец Александр, который с детства занимается музыкой и выступает в рок-ансамбле.
Автор: Нина Кусаева,
Роман Ищенко (фото)