Юные тазовчане — будущее этой территории

В администрации района состоялось очередное заседание Совета представителей коренных малочисленных народов Севера под председательством руководителя муниципалитета Виктора Югая.

Вот уже семь лет в Тазовском районе действует Совет представителей КМНС. Всё это время в приоритете — защита прав, свобод и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, создание условий для устойчивого социально-экономического развития, комплексное решение проблем в сфере защиты исконной среды обитания коренного населения.

Для решения тех или иных вопросов на Совет, который является совещательно-рекомендательным органом, приглашаются представители различных структурных подразделений администрации района. В этот раз в центре внимания общественников оказались юные жители муниципалитета, а точнее вопросы, связанные с повышением доступности и качества образования детей Севера и профилактикой неблагополучия в семьях.

Сегодня в детских садах и школах района получают образование более четырёх с половиной тысяч детей, больше 60 процентов из которых — коренные жители. В интернатах проживает без малого тысяча маленьких тундровиков. Сегодня дорожная карта по улучшению социально-экономического благополучия коренных жителей, проживающих на территории Ямала, определяет основные направления деятельности по повышению доступности и качества образования. Речь идёт о дошкольном, общем и профессиональном образовании, в том числе о создании инфраструктуры, обеспечивающей доступность образовательного процесса. В тазовских школах и детских садах создаются новые условия для получения качественного образования.

— В школах работают пять «Точек роста», что позволяет создавать современные условия для занятий по физике, химии, а также таких программ, как 3D-моделирование и прототипирование. В рамках цифровой среды школы обеспечиваются ноутбуками, мобильными классами, интерактивными комплексами. На базе Гыданской и Антипаютинской школ созданы филиалы Дома творчества — ребятам предоставлена возможность заниматься в кружках по интересам. Для создания комфортных условий совершенствуется материально-техническая база: 1 сентября после реновации в Тазовской школе-интернате заработала начальная школа, в седьмом корпусе сделали косметический ремонт, завершается строительство спального корпуса в Гыде, в школах-интернатах созданы молодёжные пространства, где ребята могут отдохнуть или заняться продвижением своих инициатив. Также в этом году благодаря поддержке компании «Меретояханефтегаз» в школе-интернате райцентра открыт класс точных наук с современным оборудованием, — перечисляет начальник управления общего, дошкольного, дополнительного образования департамента образования администрации Тазовского района Ольга Лисовская.

Зашла речь и о дошкольном образовании, а точнее, его доступности для маленьких кочевников. Здесь используются разные формы работы — и кочевые группы при детских садах, и привлечение ребят из объединения «Авангард», которые на каникулах обучают детей кочевников основным навыкам. Эти форматы охватывают чуть более 220 маленьких жителей межселенной территории. В планах департамента образования — открытие подготовительных групп в школах Антипаюты и Гыды. Подобный опыт уже есть в Тазовской школе-интернате, и он показывает, что дети легче адаптируются к школе и более успешны в учёбе, отмечают педагоги.

Нам необходимо обеспечить стопроцентный охват малышей в местах кочевий. Сейчас разрабатываем модель, и здесь нам нужна помощь членов Совета Чтобы организовать полноценное кочевое образование в местах компактного проживания в тундре, необходимо обеспечить подбор кадров, без вас мы с этим не справимся. Уверена, в тундре есть люди с образованием, их надо найти и поговорить с ними. Когда проект будет готов, обязательно привлечём вас как экспертов, чтобы вы нам помогли подобрать самые эффективные формы для каждой ситуации, для каждого места компактного проживания, — обращается к членам Совета КМНС начальник департамента образования администрации Тазовского района Алевтина Тетерина.

Главная задача — сделать доступным дошкольное образование для каждого маленького жителя тундры

Кроме этого, на заседании обсуждали сопровождение студентов среднеспециальных образовательных организаций из числа коренных жителей.

— Мы сейчас обсуждаем индивидуальное сопровождение наших студентов. Предлагаю проводить эту работу на системной основе, таких ребят не так много. Также есть дети, которые получили образование, но не нашли себя, не смогли устроиться. С ними тоже нужно работать, возможно, переучивать. Сегодня много востребованных специальностей, рынок обширный и зарплаты приличные. Этим надо заниматься, это — концепция развития нашего района. Что касается дошкольного образования, сегодня управлению МНС дано поручение разработать жизненную стратегию развития коренных малочисленных народов Севера. Один из выводов — недостаточность дошкольного образования, то есть с маленькими детишками в тундре не занимаются, потому что нет возможности. Идея подключения к этому процессу мам с образованием и создание небольших кочевых групп позволит детям получать первые навыки и знания, готовить их к школе. Мы как общественники должны с людьми разговаривать, чтобы они понимали важность этой работы, — отмечает Глава Тазовского района Виктор Югай.

Не менее важный вопрос, который впервые рассматривался в ходе заседания Совета, — профилактика неблагополучия в семьях. Из 50 семей, состоящих на учёте, 48 — семьи из числа КМНС.

— Мы с ними работаем: нельзя сказать, что нет результатов, они есть, потому что часть семей выходят из состояния неблагополучия. Только в этом году в 35 семьях улучшилась ситуация, и они были сняты с учёта. Но проблемы есть, и мы хотим их здесь обсудить для того, чтобы найти оптимальные пути решения, предложить дополнительные методы работы с такими семьями. Сейчас мы практикуем в основном профилактические беседы, посещение по месту жительства, оказание юридической, материальной помощи, передача каких-то навыков семьям, потому что зачастую семьи, которые приезжают из тундры, не всегда могут сразу социализироваться. Хотелось бы привлечь к этой работе членов Совета. Вы для них — социально значимые люди. Нас они воспринимают больше как карательный орган, а если придут люди, которых они уважают, которых знают, — это будет более действенно, — убеждена начальник отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних администрации района, заместитель председателя комиссии Наталья Питасова.
Члены Совета взяли на заметку предложения и пообещали организовать такую работу, причём не только в Тазовском, ведь в Совет входят представители всех поселений района.

Один из вопросов повестки дня касался итогов работы Совета представителей КМНС за последние полтора года. За это время было организовано 6 выездных заседаний на факториях 5-6 Пески, Мессо, в оленеводческих стойбищах Находкинской, Гыданской и Тазовской тундры.

— Проводим информационно-разъяснительную работу с тундровиками по вопросам подготовки и направления пакета документов заявлений для включения сведений в единый федеральный реестр малочисленных народов Российской Федерации. Содействуем в сборе документов для предоставления в судебные и правовые инстанции, получения выплат, выезда детей из тундры в профессиональные образовательные организации. Мы встречались со студентами, обучающимися в колледжах Салехарда и Лабытнанги, оказано содействие в прохождении производственной практики и дальнейшем трудоустройстве в соответствии с полученной специальностью. В общей сложности Советом рассмотрено более 50 обращений. Все они разные, в том числе много обращений по трудоустройству, но самый больной вопрос — жилищный, — перечисляет член Совета представителей КНМС Илья Яндо.

Было решено продолжить работу со студентами, дошкольниками, а также по остальным направлениям деятельности Совета. Подводя итоги, Глава Тазовского района отметил эффективность такой формы работы:

— Формат Совета представителей КМНС при Главе — очень хороший инструмент и институт, который нам позволяет поднимать и аккумулировать все вопросы, возникающие у коренного населения. В итоге — принимать решения, которые помогают нашим жителям, ведущим традиционный образ жизни.

Автор: Людмила Александрова,
Роман Ищенко (фото)