Выбирая будущую  профессию

В конце апреля в центре образования «Полярная звезда» прошёл форум старшеклассников, который собрал учащихся 9-11 классов.

Знакомство с экспертами

В течение двух дней ребята знакомились с востребованными профессиями Арктики — от цифровых технологий до экологии и медицины. Форум стал платформой для обмена знаниями и опытом.

Десять спикеров-экспертов, представляющих различные научные и технологические организации России, делились своим опытом и вдохновляли молодёжь на выбор будущей профессии. Ученики смогли задать вопросы и получить рекомендации от профессионалов, которые уже достигли успеха в своих сферах. Школьники принимали участие в мастер-классах, профориентационных квестах и тренингах.

Беспилотники в нашей жизни

На своём мастер-классе по БПЛА эксперт образовательных программ центра образования «Сириус» Захар Сесюгин обучал детей базовым основам управления беспилотниками.

— У нас есть четыре беспилотника разных типов и разного производства. Они используются для абсолютно разных целей и в разных сферах. В основном мы делаем упор на безопасность. Благодаря беспилотникам можно делать разведку, проводить поисковые операции, в нефтегазовой сфере — это обнаружение утечек на нефтепроводе, проверка и контроль на месторождениях. Сфера беспилотников очень большая — это аграрный сектор, нефтегазодобыча, МЧС, логистика. Дети много чему учатся и создают интересные проекты. БПЛА — это сфера, объединяющая несколько компетенций. В процессе эксплуатации дроны иногда ломаются, их нужно чинить — паять, программировать, придумывать новые конструкции. Беспилотники нужны не только в военном направлении — гораздо больше инноваций в нефтегазовой отрасли и сельском хозяйстве, — уверен Захар Сесюгин.

Направления в химии

Кирилл Подповетный работал с участниками по направлению химии. Он — педагог и сотрудник лаборатории химии метаболических путей Института биоорганической химии Российской академии наук:

— На моём мастер-классе по химии мы с ребятами знакомимся с основополагающим направлением — это аналитическая химия. Мы сегодня разберём кейс на примере условного завода, который стоит на реке Таз. Этот завод занимается медью и воду, которая остаётся от производства, выбрасывает в реку. Мы представляем, что мы — химики, которые работают на этом заводе и анализируют, можно ли такую воду выливать в реку. Не будет ли это вредно для рыбы, которая там живёт. Профессия химика нужна на каждом производстве и в лабораториях. Ребята могут посмотреть, интересно ли им это, а в дальнейшем выбрать такую профессию.

Погружение в виртуальную реальность

Виртуальная реальность — это мир, созданный с помощью программного обеспечения. Очки и шлемы помогают передать человеку эффект присутствия в этом мире. VR применяют в разных сферах: обучение, наука, медицина, промышленный дизайн и, конечно, развлечения.

Ведущий бизнес-аналитик компании «Газпромнефть ИТО» Матвей Пономарёв специализируется на внедрении AR/VR/MR-технологий в промышленность. На его мастер-классе ребята познакомились с виртуальными технологиями:

— Я представляю центр виртуальной реальности в нефтяной компании. Показываю старшеклассникам наши виртуальные курсы, например, по пожарной безопасности. Также знакомлю с дополненной реальностью. В эту реальность мы можем ввести некоторые данные, например, кусты скважин, какие-то подсказки, тогда в дальнейшем ребята смогут стать разработчиками приложений для дополненной виртуальной реальности либо создавать более специализированные программы, например, для нефтяников. Виртуальная реальность направлена на обучение сотрудников, в ней мы можем просматривать чертежи, можно загрузить предполагаемое месторождение, и, соответственно, можем по нему уже «походить». А дополненная реальность помогает нам повышать квалификацию сотрудников, используя эти технологии.

На мастер-классе по медицине ребят не только знакомили с видами первичной помощи, но и учили зашивать раны

Основы медицины

За медицинский блок отвечал Михаил Пчелинцев — педагог образовательного центра «Сириус». Его мастер-классы были особенно интересны ребятам, которые собираются связать свою будущую профессию с медициной.

— Моя работа была построена так, чтобы ребята познакомились с видами первичной помощи: остановка кровотечения, наложение повязок, жгутов и прочего. Также мы проводили различные физикальные методы исследования. Такие методики изучаются в медицинских университетах на старших курсах уже врачами-ординаторами. Кроме этого, мы с ребятами учились накладывать швы. Некоторые из них даже делали в этом серьёзные успехи. Надеюсь, что они и дальше в этом будут развиваться. Также на специальном манекене я показывал, как делать забор крови, ставить катетеры и инъекции, — рассказал педагог.

Презентация проектов

Завершился форум стендовой презентацией проектов участников «Моя профессия — мой вклад в развитие Крайнего Севера», где ребята представили свои идеи и наработки.

— Мероприятие прошло очень весело и круто! Много нового узнали! В первый день мы посетили все станции, а во второй выбрали уже одну. Может быть, некоторым этот форум помог понять, какая профессия им больше по душе. Я сегодня был на медицине. Узнал, как ставить катетеры, брать кровь и зашивать раны. Сейчас мы готовим проект, который будем представлять и расскажем о том, кем мы будем в будущем. Я учусь в 11 классе и собираюсь поступать в медицинский университет. Считаю, что такие мероприятия нужны, чтобы помочь понять подросткам, в какой сфере им комфортнее, — уверен Владислав Саратов.

— Со своей профессией я уже давно определилась, планирую поступать на факультет журналистики. Этот форум меня окончательно подтолкнул к профессии журналиста. Также я посетила мастер-класс по виртуальной реальности, мне очень понравилось. В принципе, на всех станциях было интересно! Добрые и ответственные педагоги хорошо объясняют темы, помогают нам в каких-то вопросах, и даже после двух напряжённых дней они остаются такими же весёлыми и позитивными, — отметила десятиклассница Анна Вальченко.

Дизайнер графической студии «Щёлочь» Елизавета Овчинникова рассказала ребятам о своей профессии

— Форум очень интерес ный. Спикеры, которые к нам приехали, стараются быть с нами на одной волне. Профессию я выбрала уже давно — буду вокалисткой. Сюда пришла чисто ради интереса — всегда приятно пообщаться с новыми людьми. Думаю, что такие форумы нужны, и было бы хорошо, чтобы они проходили чаще, потому что много учеников ещё до сих пор не определились с профессией, а возможности попробовать себя в деле у нас не очень много, — рассказала Алина Лызлова.

— Мне понравилось всё! Особенно интересный квест, в котором мы заняли третье место. На форуме нас познакомили с профессиями в сферах IT, медицины, экологии. Особенно меня заинтересовало IT-направление. Очень понравились преподаватели — хорошо всё объясняют. Сейчас мы готовим плакат на тему: «Кем мы хотим стать  через 15 лет». На этот плакат мы приклеили свои фотографии и фото наших будущих профессий. Такие форумы показывают работу в разных сферах и помогают определиться с будущей профессией, — уверен девятиклассник Виктор Хэно.

Форум старшеклассников стал важным шагом для формирования у школьников интереса к профессиям, нужным в Арктике, и, хочется верить, помог ребятам в выборе профессионального пути.

Автор: Наталья Колоярцева
Роман Ищенко (фото)