Успех каждого ребёнка — приоритет системы образования

Запуск муниципальной модели «Школа ступеней», вопросы воспитания как элемента системы, интеграция коренного населения — эти и другие актуальные вопросы, стоящие перед системой образования района, обсуждали в рамках муниципальной педагогической конференции.

«Школа ступеней»: шаг второй

Традиционно педконференция собрала руководителей, заместителей и педагогов образовательных организаций всего района, также в работе приняли участие специалисты и эксперты регионального и федерального уровня. В центре внимания две темы: запуск модели «Школа ступеней», сопровождающей индивидуальные образовательные запросы учеников на разных этапах школьного обучения, а также формирование суверенной национальной системы образования, приоритетом которой является успех каждого ребёнка.

— Сейчас это очень важно, в свете задач, которые поставлены Президентом, и, в целом, исходя из вызовов времени. Нам необходимо формировать самостоятельную независимую систему, единое образовательное пространство по всей России, чтобы вырастить патриотов, готовых получить профессию и остаться жить и работать в своей стране. А самая глобальная задача — это запуск модели «Школа ступеней». На тематических площадках с педагогами будем прорабатывать то, каким образом на каждом уровне образования необходимо построить образовательный процесс, а именно саму «кухню» урока, чтобы он соответствовал возрастным особенностям детей и мотивировал их на обучение, — обозначила задачи конференции начальник департамента образования администрации Тазовского района Алевтина Тетерина.

В первой половине дня прошли пленарные заседания, на которых обсуждали глобальные темы центра образования «Полярная звезда» в зеркале образовательной политики и шаги на пути к школе взросления и успеха. Работа над проектом «Школа ступеней» началась несколько лет назад, этот шаг, по оценкам экспертов, оказался в целом успешным. Сейчас началась его реализация, и второй шаг сложнее предыдущего.

— Сейчас для детей и взрослых, работающих в образовании, созданы современные и комфортные условия, дающие возможность использовать самые разные форматы работы. Теперь этими возможностями нужно пользоваться. Условия — лишь основание для успеха, а главные в работе — учителя и их руководители. Чтобы получилась школа взросления и все возможности «заиграли», нужно по-другому выстроить работу. Сегодняшний педагог должен быть умным и профессиональным не только в своём предмете. Быть компетентным в вопросах цифровых ресурсов и их использования, а также в вопросах психологии развития. Если такие компетенции будут, тогда есть шанс на успех. Но у нас же не новые педагоги. Заставить взглянуть по-другому на то, что ты много лет делал, понять эти вызовы и найти в себе силы признаться в том, чего ты не умеешь делать и чему надо научиться — это будет учительский подвиг. Когда учителя подстроятся под эти новые вызовы, невзирая на свой возраст и опыт, тогда они будут отвечать тем креативным условиям, которые для них и для детей создали. Это следующий шаг, он сложнее, чем первый, — убеждена заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук Ирина Сидорова.

От теории к практике

В рамках конференции работало несколько тематических площадок, на которых детально рассматривались и обсуждались актуальные темы воспитания, в том числе и в дошкольных учреждениях.

— На нашей площадке мы будем обсуждать, каким образом создать среду для каждого возраста, чтобы обеспечить повышение качества образования. Самое главное — это, конечно, самоопределение старшеклассников в выборе своего профиля, актуальные проблемы, которые связаны именно с осознанным выбором своего дальнейшего пути. В этом году мы делаем акцент на класс точных наук по направлению «нефтехимия», который у нас недавно открылся. Будем привлекать внешних экспертов, у нас такой опыт уже есть, — совсем недавно провели образовательную сессию с привлечением тренеров образовательного центра «Сириус». Эту практику будем продолжать и расширять в новом учебном году. Также обсудим с коллегами, как создать уникальную систему образования в подростковой школе и на первой ступени обучения в начальной школе, — уточняет начальник управления общего, дошкольного, дополнительного образования департамента образования администрации Тазовского района Ольга Лисовская.

Интеграция детей КМНС в новую образовательную среду

Одна из актуальных для нашего района тем, которой была посвящена отдельная диалоговая площадка, — интеграция детей тундровиков в новую образовательную среду. Сегодня в школах района обучаются более полутора тысяч детей коренного населения, что составляет более 60 процентов всех школьников. 965 юных тундровиков живут в пришкольных интернатах. Интеграция этих детей в единую образовательную среду центра образования «Полярная звезда» — одна из главных задач.

— Сегодня мы с коллегами рассуждаем о том, что нужно делать нам, педагогам. Возможно, для тех учителей, которые приезжают в наш район, необходимо проводить какой-то интенсивный курс погружения в культуру, в традиции того народа, чьих детей они приезжают учить. Сегодня мы рассмотрим опыт наших образовательных организаций, который может пригодиться для того, чтобы мы экспертными группами проанализировали: что у нас есть и что мы можем привнести на уровне начального, среднего и старшего звена. Это спектр интересных событий, мероприятий для того, чтобы эта интеграция прошла успешно, — отмечает начальник управления развития и организационно-методического обеспечения департамента образования Людмила Свечникова.

Одна из практик, которую рассматривали на площадке, уже успешно реализуется в Антипаютинской школе-интернате. Здесь в интеграции задействованы различные подходы.

— В нашей школе одно из приоритетных направлений — этно-культурное воспитание и обучение. Прежде всего, нам в помощь кружки и секции в рамках дополнительного образования, урочная и внеурочная деятельность. Совсем недавно у нас снова заработал школьный музей, мы его обновили, появились новые экспозиции и экспонаты. Есть идея провести музейные уроки в формате телемоста с учениками московских школ и центра «Спектр». В апреле мы провели семинар для педагогов, специалистов учреждений села, где были обозначены цели и задачи, вектор наших дальнейших действий. Ежемесячно в наших социальных сетях публикуется рубрика «Язык предков». Поиском и размещением информации занимаются воспитанники интерната. Это новое для нас направление, будем работать, — рассказывает директор Антипаютинской школы-интерната Лариса Поликарпова.

Традиционно на конференции чествовали молодых педагогов и участников программы «Земский учитель»

Завершением первого рабочего дня стало уже традиционное награждение педагогов и чествование молодых учителей, кстати, многие — выпускники Тазовской средней школы, а также тех, кто приехал в район в рамках программы «Земский учитель».

Во второй и третий дни конференции педагоги района участвовали в работе мастерской педагогического дизайна и мастерской менеджмента, где обсуждали модернизацию базовых процессов в рамках «Школы ступеней».

Мария Демиденко
Роман Ищенко (фото)