Учиться, чтобы помогать
Как отличить конфликт от буллинга и как правильно с ними работать? Чем полезно наставничество и зачем нужна в школе служба примирения? В Тазовском прошёл обучающий семинар для специалистов
Образовательная программа

С 2022 года в Тазовском специалистами Молодёжного центра реализуется проект «Выбор есть». Он подразумевает проведение комплексной работы не только с несовершеннолетними, состоящими на различных видах профилактического учёта, но и с психологами, социальными педагогами и специалистами, работающими с детьми. На этой неделе в рамках проекта «Выбор есть» прошла трёхдневная образовательная программа для социальных педагогов, психологов, классных руководителей по трём темам. На семинаре разобрали дифференцированный подход к школьному буллингу и конфликту, поговорили о наставничестве как процессе сопровождения детей и подростков группы риска и обсудили работу службы примирения или, как её ещё называют, медиации в школе. Спикерами выступили специалисты из Красноярского центра психолого-педагогического сопровождения. Заведующая отделением «Социальная работа» Сибирского федерального университета Наталья Никитина и директор центра психолого-педагогической и медицинской помощи «Эго», детский кризисный психолог, психиатр-эпилептолог, нейрофизиолог Дмитрий Юрков — постоянные участники проекта. В Тазовский они приехали уже в четвёртый раз.
— Каждый раз тема семинара разная, но соответствующая основному направлению всего проекта — профилактика негативных проявлений в подростковой среде. Уже разбирали темы профилактики суицидов и употребления психотропных веществ. Тема буллинга востребована, она озвучивается и родителями, и детьми. Результат встречи — это повышение компетенции педагогов, грамотности родителей в плане конфликтов и буллинга, и в целом общее просвещение, — отмечает заместитель директора Молодёжного центра Елена Шилова.
Семинар-практикум — это не только теория для работников образовательных учреждений о причинах буллинга и о развитии конфликтной компетенции подростков. Для родителей школьников предусмотрена конференция по профилактике травли в школе, а также индивидуальные консультации. По словам организаторов, беседы с приезжими психологами очень востребованы: на консультацию к красноярскому специалисту записались шесть семей.
О чём говорили
Семинар проходил в Молодёжном пространстве в школе «Полярная звезда», здесь собрались порядка двух десятков специалистов, работающих с детьми разного возраста. В первый день разобрали специфику и отличия понятий «буллинг» и «конфликт».

— Наша задача на сегодня — разграничить конфликт и буллинг. Это принципиально разные вещи, хотя могут быть похожи внешне, особенно на первых минутах, но способы реагирования на эти проявления абсолютно разные. Конфликт будем разрешать — об этом позже поговорим в блоке про медиацию, а буллинг можно только пресекать. Во второй день поговорим про наставничество, его модели в образовании и в молодёжной политике — это разные технологии, разная ресурсность. В третий день попробуем понять, что такое медиация, — обрисовала план на ближайшие дни заведующая отделением «Социальная работа» Сибирского федерального университета Наталья Никитина.
Оба спикера дополняли друг друга, совмещая разные профессиональные взгляды на одну проблему. Каждое понятие на семинаре рассмотрели с точки зрения социальной работы, юриспруденции и психологии.
О причинах конфликтов
Базовая природа психики человека — думать, что другой видит так же. И очень распространено заблуждение, что другой человек способен понять скрытые смыслы, которые собеседник транслирует в словах. Об этом говорили спикеры, разбирая базовую схему коммуникации. Как развить коммуникативную и конфликтную компетентности — посыл первой части семинара в первый день.

— В последние годы сильно обострились отношения между поколениями Х — 1964- 1984 годов рождения — а это основной педагогический состав в школах, детьми Z (2003-2012 г. р.) и «альфа» — рождённые после 2012 года, — делится наблюдениями с аудиторией Дмитрий Юрков. — Порой эти нестыковки взглядов очень остры. Например, наше поколение легко шутит, и для нас юмор и сарказм в порядке вещей. А дети «альфа» слишком чувствительны, реагируют очень тонко и не понимают шуток. Плюс у них нет понимания будущего, как они будут жить во взрослой жизни — сейчас идёт тенденция «как можно дольше оставаться детьми». А родители и педагоги требуют от них определённости — это приводит к конфликтам.
Актуальная проблема
Травля в школе — то, о чём не каждый ребёнок будет рассказывать дома. Опытный психолог назвал тревожные сигналы, на которые стоит обратить внимание родителям. Самый простой способ — посмотреть количество связей у ребёнка. Выпадение из социума, когда подросток не знает, у кого спросить домашнее
задание, не хочет идти в школу, не пишет сообщения в общих чатах, — верный признак, что у него что-то не так в отношениях с окружающими.
— Проблема очень актуальна — по аналитическим данным, реального буллинга значительно больше, чем дают информацию педагоги. Сейчас психологическое здоровье детей в ситуации некоторого напряжения, по разным причинам. И от педагога многое зависит — как профилактически он сработает на предотвращение возникновения буллинга, хватает ли у него для этого знаний. Исследования показывают, что в ряде случаев педагог не понимает и не знает, как действовать, и пропускает буллинг. Причём иногда ему просто выгоднее закрывать на него глаза. Мы хотим актуализировать проблему и сфокусировать внимание слушателей на значимости действий педагогов и последствий в случае их бездействия при буллинге в классе, — говорит психолог Дмитрий Юрков.
В третий день психологи успели поработать с подростками — для них провели психологический марафон «Я — лучше, чем я думаю». У ребят попробовали раскрыть личностный потенциал и показать им навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Цель марафона — формирование конфликтологической компетентности и устойчивой системы ценностно-смысловых регуляторов действий, поступков и оценок.
Автор: Евгения Соловьёва
Роман Ищенко (фото)