Общественно-политическая газета Тазовского района ЯНАО Издаётся с 3 января 1940 года
15:45 °C
EUR:  USD: 

Тайна, сотворённая водой

Ярким событием этой весны для многих тазовчан стал концерт виртуозной якутской хомусистки Олены Уутай.

Она могла бы родиться и вырасти на Украине, откуда родом её родители, но мама сказала: раз ребёнок получил душу в Якутии, мы остаёмся здесь, так как она должна жить там, где родилась. Во многом благодаря маме Олены Уутай в республике Саха появилась одна из самых известных этнических певиц, на весь мир прославляющих многогранную культуру родного края.Юная Олена была музыкально одарённой с детства.По образованию пианистка, она 13 лет посвятила профессиональной академической школе фортепиано.

— Я безумно люблю классическую музыку, 13 лет жила и училась в школе-интернате для одарённых детей, нас отпускали только на лето. Больше внимание уделялось пианино,но был и национальный кружок игры на хомусе. Я с 6 лет играю на этом народном инструменте — это нормально. У нас в Якутске все знают и ценят хомус. Но осознание того, что это интересно всему миру, пришло, когда после публикации моего выступления с концерта в Алданевидео в интернете набрало больше 4 миллионов просмотров. Люди со всего мира написали сотни тысяч комментариев, посыпались приглашения на фестивали. Благодаря этому видео мы поняли:этническая музыка цепляет людей. После этого начали приглашать на шоу талантов в Британию, Италию, Германию. Именно в Англии с большим уважением отнеслись к искусству, которое я представляла. Там мне помогли открыть новые пути, мне открылась Европа, и вся моя работа до пандемии была связана именно с ней. Жители старого света нуждаются к возвращению к истокам, — говорит виртуозная хомусистка из Якутии Олена Уутай.

И на самом деле, слушая хомус в исполнении этой невероятно талантливой девушки, словно погружаешься в транс. Оно не похоже ни на что и порой шокирует людей. Кто-то даже сказал: она ржёт, как лошадь, курлычет журавлем, завывает волчицей. Творчество Олены Уутай уникально и завораживающе. Это не передать словами, это нужно услышать. Как говорит сама исполнительница, вся её музыка и даже философия основываются на идее гармонии и единения с природой. Певица использует несколько различных манер горлового пения, имитирующих звуки природы, её явлений, голоса птиц и животных. Такие звукоподражания она издаёт и с помощью хомуса. Кстати, с этим инструментом девушка не расстаётся никогда.

—  Сам по себе хомусникак не звучит, получается, он — это мы. От малейших манипуляций губами, дыханием, от положения языка, гортани, от работы лёгких и диафрагмы сразу меняется звук, если мы дышим, звук становится мощным. Из варгана можно извлечь бесконечный космос звуков. Это не просто развлекательный инструмент для увеселения, это, прежде всего, духовная музыка.Мы изображаем не коров, кошечек, а именно тотемных священных животных.Например, журавли – это символ семейного счастья, лошадки — божество джегегей, которые приносят в дом богатство. Всё это — очень древние знания, которые народ передаёт из уст в уста, на протяжении поколений, и это не просто искусство, это мудрость предков, это знания, своеобразный оберег. Мы верим, что эта музыка очищает, защищает, предаёт сил и даже лечит.В Якутии даже есть такой термин хомусотерапия. Люди собираются и проводят медитацию, если говорить современным языком, это всё равно, что постоять под колоколом — вибрации хомуса творят чудеса, — уверена Олена Уутай.

Олена виртуозно играет на хомусе, а он – это душа якутского народа, но Якутия, говорит исполнительница, это не только народ саха, поэтому в репертуаре артистки есть напевы коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории республики: долганов, чукчей, юкагиров, эвенов и эвенков. Каждое её выступление — это своеобразное музыкальное выступление по удивительному краю с богатой самобытной историей и культурой.

— Обычно в своих выступлениях я использую два пути — аутентичное архаичное звучание хомуса без каких-либо обработок, но в некоторых произведениях присутствует синтез с современной музыкой, всё-таки мы живём в XXI веке. Я не только несу музыку, но и образ целиком. Сценические наряды — это традиционные костюмы и серебряные украшения. Их изготавливают якутские мастерицы, потому что в любом узоре зашифрована информация. В течение выступления образ меняется. Начинаю концерт,как правило,с традиционного зимнего костюма, потом постепенно снимаю детали и остаюсь в платье, тем самым показывая и климатические особенности моей родины. По зимней меховой одежде видно, что у нас бывает минус 70 градусов, а по летнему платью, что бывает плюс 40.

Кроме якутского варгана – хомуса, Олена Уутай использует и другие этнические музыкальные инструменты, такие как бубен, а также использует варганы других этносов из своей коллекции, например, немецкий маультроммель, японский муккури, украинскую дрымбу. Её музыка не имеет границ, недаром на страничке Олены ВКонтакте в разделе место работы указан мир.

Удивляет в ней всё и, прежде всего, её имя. Тайна, сотворённая водой – так переводится сценический псевдоним Уутай, не менее интересно и происхождение имени. Олена: кто-то слышит в нём украинское имя Ольга, кто-то – Елена.

— У моего имени несколько трактовок. В республике протекает река Лена — одна из самых больших рек Евразии, и по-якутски её название звучит «элюэне», но не каждый, особенно иностранец, выговорит это слово, поэтому Олена. С одной стороны, в честь матушки реки, на которой я родилась, ну а ещё это двойное имя: Ольга — в честь моей бабушки, и Елена, по церковному календарю 25 марта, день моего рождения, — это день Святой Елены. Получается очень богатое смыслом имя, и я чувствую этот посыл, эту энергетику. Как человек крещённый, и  церкви уважение проявила, и природе, и традиции сохранила, — признаётся хомусистка.

Игра на хомусе увлечение сильное, но не единственное, хотя и отнимает много времени и сил, ведь на каждом своём концерте Олена отдаёт себя зрителю полностью. Мало кто видит, но порой в порыве страсти она режет пальцы и губы, ведь хомус достаточно травмоопасный инструмент, и тут, признаётся артистка, главное, почувствовав вкус крови, — вытереть её, чтобы не испугать зрителя. Ещё девушка изучает традиции северных народов, которые во многом перекликаются.

— Почитание духов – хозяев природы, это то, что нас всех обобщает. Мне интересны культуры северных народов, таким образом, я нахожу всё больше и больше общего, какими бы разными не были, найдётся что-то в узорах одежды, в интонации национальной песни. Тот же самый хомус, он есть во всём мире, начиная от Японии и заканчивая Африкой, у всех он есть, только называется по-разному. Это так интересно искать не отличия, а что-то общее, мы же все дети матери Земли. Поэтому это удивительное путешествие, которое будет меня удивлять на протяжении всей жизни и открывать новые страницы, — считает Олена Уутай.

Вот и во время поездки на тазовскую землю она увидела много общего, начиная от суровой северной природы и заканчивая людьми, с такими же горячими и открытыми сердцами, способными выжить и противостоять этой дикой первозданной природе. А ещё вспомнила родину, ведь из-за плотного гастрольного графика ей пришлось перебраться в Москву — оттуда проще разъезжать по миру. Но раз в несколько месяцев Олена возвращается на родную землю, чтобы увидеться с близкими и набраться сил для творчества.

Якутский хомус (варган) – древний музыкальный инструмент народов Республики Саха (Якутия), возраст которого составляет более 5 тысяч лет. Его отличает характерный «космический» звук: он издревле считался инструментом якутских шаманов. Якутскийхомус и сегодня сохраняет свое сакральное значение и используется в различных ритуалах. Поэтому в Якутии это не просто инструмент, а настоящий символ национальной культуры народа Саха. Местные умельцы через века пронесли секреты изготовления звучных, колоритных варганов. Несмотря на малый размер, он позволяет извлекать завораживающие звучания, имитирующие звуки природы.

«Туристический портал Якутии»

Автор: Ольга Ромах, Роман Ищенко (фото)