«Советское Заполярье»: 85 лет в строю!

Название районной газеты «Няръяна Вы» («Красная тундра») было утверждено на заседании Тазовского райкома ВКП(б)в 1939 году.

Первый номер газеты «Няръяна Вы» вышел 3 января 1940 года. Судьбоносные для газеты строки из постановления Омского обкома партии 1939 года: «Учитывая наличие печатной машины, шрифта и запаса бумаги, а также большую отдалённость района от областного центра, просим ЦК ВКП(б) разрешить выпуск газеты в Тазовском районе». Тогда же на заседании Тазовского райкома ВКП(б) было утверждено и название газеты «Няръяна Вы» («Красная тундра»). Временно исполняющим обязанности редактора утвердили Никифора Сергеевича Кузнецова, работавшего секретарём Тазовского райкома ВКП(б).

С самого первого выпуска и на протяжении многих лет газета «Няръяна Вы» (с 1963 года — «Советское Заполярье») как надёжный летописец освещает социально-экономическое и духовное развитие Тазовского района.

Редакторами газеты на протяжении лет были Арлекин Александрович Землянушин, Илья Фёдорович Болдырев и Аркадий Павлович Платонов. В то время редакция состояла из трёх отделов: партийного, народного хозяйства и писем.

Воспоминания сотрудников, согретые душевным теплом, помогли воссоздать историю становления районной газеты, без которой сегодня не представляют себе жизни тазовчане и гости нашего района.

Нина Павловна Шонина проработала в редакции газеты «Советское Заполярье» 35 лет, начиная с 1966 года

«Маленький домик на берегу реки, под горой, рядом небольшое озерко… Это первое моё детское знакомство с Тазовской типографией, — вспоминает Нина Павловна Шонина, которая в 1965 году окончила Тазовскую среднюю школу-интернат, а в 1966 начала свою трудовую деятельность, длившуюся 35 лет, в редакции. — Туда мы, школьники, ходили на экскурсию. Почему-то главным в названии этого учреждения было слово «типография» — там рождалась газета. Потом был пожар, здание сгорело. В 1966 году, когда я стала сотрудником редакции, она находилась в центре посёлка. Именно здесь и началась моя трудовая биография. Издательский комплекс 60‑70-х годов в сравнении с нынешними возможностями кажется теперь чуть ли ни пещерным веком. Типография — большой зал второй половины редакционного здания, заставленный специальными столиками, напоминающими этажерки. Вместо полочек — реалы, заполненные шрифтами. Буква по букве укладывали их наборщики ручного набора в верстатки, чтобы сложить сначала в строчки, а потом — в общий текст. На большом столе каждый наборщик верстал свою полосу. Рабочая атмосфера в наборном цехе всегда была какая-то тёплая, а температура воздуха — ниже дозволенной: то ли в печке дров не хватало, то ли зимы были суровыми. Наборщицы Неллия Беломоина, Алевтина Батенева и Галина Алексеевна Жаркова в моей памяти так и остались похожими на снеговиков — столько тёплых вещей приходилось на себя нанизывать, чтобы не дать себе замёрзнуть. Здесь же, в типографии, в небольшом закутке возвышался прогресс типографии тех лет — линотип, строкоотливная машина. Её осваивали медленными шажками, сохраняя при этом ручной набор. Металл для линотипа плавили здесь же, для чего в печке был встроенный котёл. Серебристую жидкость после плавки разливали в формы обыкновенной поварёшкой. Печатный цех располагал машиной высокой печати и «американкой». На обеих машинах накладка бумаги для печати была ручной.

Мой первый редактор и наставник — Аркадий Павлович Платонов. Он по-отечески нас учил, воспитывал, журил. Ни разу за время работы с ним не слышала ни громких слов, ни повышенных тонов. Даже тогда, когда основания были весомые. Такими остались в моей памяти первые годы работы на журналистском поприще — в газете «Советское Заполярье», куда, как мне казалось, я попала совершенно случайно: меня из числа других претендентов выбрали для работы в редакции по одному лишь «признаку» — за интересные школьные сочинения.

Сомнения и жизненные обстоятельства иногда уводили меня с журналистской стези, о чём я, кстати, никогда не жалела. Мне нравилось работать корректором, потому что именно корректор, подписав газету «в печать», первым держит в руках тёплый, ещё не высохший от типографской краски номер газеты.
В «районке» всегда было сложно работать.

Газета, как говорил наш редактор Леонид Павлович Андреев (он был редактором с 1968 по 1988 годы), — это молотилка. И действительно, не успеешь «закрыть» один номер, второй уже «на носу». И ничего нельзя отодвинуть или перенести, потому что газета должна выйти в назначенный день».

О том, как создавалась газета, мы узнаём из воспоминаний Зои Васильевны Хрипуновой, которая приехала в Тазовский в 1968 году и была принята в коллектив типографии газеты «Советское Заполярье» наборщиком.

Буква по букве укладывались в верстатки, чтобы сложить сначала в строчки, а потом — в общий текст

«В крупных типографиях наборщик текстов и верстальщик — это две разные специальности, а у нас это было «два в одном, — рассказывает Зоя Васильевна. — Никаких компьютеров тогда ещё и в помине не было, инструментом наборщика являлась «верстатка» — металлический уголок, на котором фиксировался размер строки. В эту самую верстатку очень туго набирался текст, который затем захватывался пальцами обеих рук и аккуратно выставлялся на будущую газетную «полосу» — металлический поднос. При этом очень важно было не рассыпать набранные буквы. Вот такая «ювелирная», можно сказать, была работа у наборщика-верстальщика. Обязательным инструментом для верстальщика было шило — если вдруг обнаруживалась в тексте какая-то ошибка, то шилом захватывалась ненужная буква, вынималась и аккуратно вставлялась вместо неё буква необходимая. У меня было любимое шило — с приметной круглой ручкой, как у переключателя скоростных передач в автомобиле. Мне его подарил на счастье пожилой верстальщик, дядя Серёжа, с которым мне довелось вместе работать ещё в тюменской областной типографии.

Наша газета выходила три раза в неделю, а мы, типографские работники, всегда самыми первыми узнавали обо всех новостях в районе и были в курсе всех событий. Ответственным редактором в то время был Леонид Павлович Андреев. Почти всё своё время он проводил у нас в цехе, не любил сидеть в собственном кабинете, предпочитая находиться там, где мы «творили» газету, ведь то и дело нужно было в неё что-то добавить, сократить или где-то изменить текст.

Типография, 1971 год. Кыткина, Питасова, Хрипунова, Хисматулина, Шляпина, Речапова (Разноглядова), Булдакова, Маслова

Вскоре в типографии установили линотип — наборную машину, с помощью которой выливались из металла целые строки. При этом если в строке была ошибка, то менять приходилось всю строку, а не букву. Сначала на линотипе работала только Нэля Беломоина, а потом и меня отправили в город Тюмень переучиваться для работы на этом аппарате.

Вскоре в типографию работать печатниками пришла семейная пара — Люба и Гена Салиндер, им в помощь взяли ученицей печатника Фаину Хисматуллину. Штат типографии и редакции газеты постепенно расширялся. Приехал в редакцию на работу фотокорреспондент О. Питасов, супруга которого, Зинаида, тоже стала печатницей.

Иногда нам, печатникам и верстальщикам, самим приходилось нести тяжёлые тюки с газетой на почту — пешком, ведь автобусов не было. На обед домой мы с Тамарой Пановой, моей соседкой, которая тоже была наборщицей, в самые сильные, пятидесятиградусные морозы тоже шли (нет, не шли, а во весь дух бежали, чтобы не замёрзнуть!) пешком».

С 1 февраля 1989‑го по 2013 год редактором Тазовской районной газеты «Советское Заполярье» работал Иван Петрович Шахно.

В 2013 году редактором была назначена Елена Леопольдовна Лиханова, которая после окончания факультета журналистики Уральского государственного университета в 1984 году оказалась в Тазовском в редакции газеты «Советское Заполярье».

Елена Леопольдовна Лиханова записывает интервью для ТВ с депутатом Государственной Думы Натальей Комаровой, 2009 год

«Здесь я стала профессиональным журналистом, — говорит с гордостью Елена Леопольдовна Лиханова. — Моей журналистской копилке позавидует любой профессионал: в ней интервью с Виктором Черномырдиным, Алексеем Миллером, Рэмом Вяхиревым, с нефтегазовыми «генералами», губернаторами Ямало-Ненецкого автономного округа, Александром Розенбаумом, актёром Александром Панкратовым-Чёрным, писателем Юрием Поляковым. Можно ещё продолжать и продолжать…

Куда только не заносила меня журналистская судьба! В первый же год побывала в Гыде и Антипаюте, у геофизиков (три часа на «газоне» туда, два часа — на работу у сейсмиков и обед, потом обратно, вокруг белизна и безмолвие, только куропатки испуганно взлетают от шума вездехода); в буровой бригаде Владимира Головченко — она тогда гремела на всю округу; на рыбопромысловом транспортном судне поднялась до Надо-Марра и потом «прошлась» по всем пескам, на которых принимали уловы. Тогда впервые попробовала ненецкое блюдо «айбат», а строганиной меня накормили едва ли не в первый же день нашего пребывания в тазовской гостинице. Была и летняя неделя с раскладушкой на брандвахте — это культбаза, которая обслуживала рыбаков во время путины на реке Таз: показывали кинофильмы, устраивали концерты с «живым» вокально-инструментальным ансамблем, танцы, выдавали книги, проводили детские и спортивные конкурсы. Классное было время!»

Уже 10 лет Вера Анохина занимает пост главного редактора газеты. Её стратегическое видение и внимание к деталям помогают создавать увлекательный и актуальный контент для наших читателей

С 2014 года и по настоящее время главный редактор Тазовской районной газеты — Вера Александровна Анохина:

— 85 лет — солидный возраст! Когда уже можно и подводить какие‑то итоги, и думать о будущем, строить планы. Мы не стоим на месте, постоянно что-то меняется, приходят новые люди, свежие идеи, думаю, так и должно быть в творческом коллективе. Желаю коллегам и нашей «районке» удачи и процветания, не за горами вековой юбилей!

Со временем меняются требования к газете, меняется подача и оформление материалов. Но суть журналистского труда неизменна — первыми рассказать о том, что происходит в районе, во всех его уголках, рассказать о его людях, природе, недрах. Первым быть — всегда интересно!

Ирина Есина,
начальник отдела по делам архивов администрации района