Расширяя границы: «Едэй Яля» встречает гостей

В Тазовском состоялся второй фестиваль культур коренных малочисленных народов Севера «Едэй Яля». Более 100 участников на протяжении трёх часов удивляли тазовчан своим мастерством и раскрывали глубины национальной культуры. Фестиваль проводится в рамках грантового проекта Росмолодёжи

«Едэй Яля» по всем меркам — молодой фестиваль, ему всего два года. В этом году мероприятие приобрело статус межмуниципального: его участниками стали не только мастера и артисты из Тазовского, Гыды и Находки, но и из Тарко-Сале.

Пока артисты готовятся к выступлению, мастера декоративно-прикладного творчества презентуют свои работы. Восемь мастеров и рукодельниц представили более сотни различных изделий — ненецкие сумки, фигурки и сувениры из кости, пояса, игрушки, целое стойбище в миниатюре с утварью и предметами быта, необычные подставки для нарезки рыбы и многое другое. Сегодня художники не просто демонстрируют свои произведения
искусства, но и проводят мастер-классы по их созданию.

Косторезы Тазовского районного Дома творчества — частые гости на этнофестивалях. Им есть что показать и чему научить: от небольших брелоков до целых композиций. Сегодня мастер-класс проводит София Сидорова. За два года обучения косторезному делу она многому научилась. А начиналось всё с такого же творческого мастер-класса.

— Началось моё увлечение с «Ночи в музее». Там показывали, как можно сделать подвеску или сувенир из рога. На срезе нужно было сделать гравировку оленя. Это была моя первая работа, мне понравилось, стало интересно. Записалась в Дом творчества и стала ходить. Самое любимое моё изделие — подвеска в виде половинок сердца, а одна из последних работ — композиция оленевод с оленем и нарты на подставке из лосиного рога, — рассказывает участница фестиваля София Сидорова.

Тарко-салинский мастер Сергей Ледков тоже начинал с фигурок людей и животных, сегодня его работы — это космос! На них можно очень долго смотреть, наслаждаться филигранностью и тонкой проработкой деталей, а также размышлять над тем, какие смыслы вкладывал автор в свои работы. Одни названия чего стоят: «Путешествие в мир духов», «О Нуме».

Но не резьбой единой богата культура северных народов. Работа с мехом, низание бисером, вышивка — без всего этого трудно представить наряды и жилища северных жителей. В тундре каждая женщина — мастерица.

Рукодельница Анине Яндо на фестивале представляет разнообразные изделия: от игольниц и бисерных украшений для бурок до сумочек и медальонов. Анине Енаковна — хранитель ненецкой культуры и при любой возможности старается делиться своими знаниями и умениями.

— Мешочки, медальоны — это всё для украшения чума. Современный чум украшают по-разному, я стараюсь скромно, чтобы это не бросалось в глаза. Тундровая жизнь она такая, что всё декоративное украшение чума должно смотреться целесообразно, чтобы во время кочевья оно не «убегало», не терялось. Всё должно быть к месту. Например, мешочек для спичек сделан так, чтобы можно было зацепить его за верёвки в чуме, — делится знаниями участница фестиваля, гыданка Анине Яндо.

Большую часть своих изделий мастерица делает во время отпуска. Материал использует разнообразный, благо, сегодня товаров для рукоделия не счесть. Много на её изделиях и простых армейских пуговиц советского образца.

— В Гыде была воинская часть, а в школе был урок начальной военной подготовки. Потом, форму списали, а пуговицы какой-то добрый человек срезал и сложил в коробку, я их нашла и использую. В старые времена такая вот пуговица называлась «лонгэй» и была в моде. Её можно встретить и на поясах, и в ложных косах, и на сумках, и на медальонах, — поясняет рукодельница.

Кто сказал, что малицы и ягушки могут быть только из шкур и сукна? Галина Сатыкова доказала опытным путём, что не менее нарядную и при этом функциональную национальную одежду можно связать из пряжи. В вязаной ягушке её внучка щеголяла на Дне рыбака, а в бело-голубом конверте ещё одну наследницу забирали из роддома.

— Тётя Галя уже больше двадцати лет занимается вязанием, как вышла на пенсию, стала посвящать этому всё свободное время. Спицы, крючок — всё ей подвластно. Узоры составляет чаще всего сама и обязательно включает национальные орнаменты. В Находке она — единственная, кто вяжет. Вещи получаются тёплыми и уютными. Своё мастерство она передаёт внучкам, — представляет работы участница выставки Клара Салиндер.

Громкие звуки музыки напомнили зрителям о том, что, кроме выставки, их ждёт ещё и концерт.

26 конкурсных номеров. Среди хореографических коллективов особенно выделялся ансамбль танца «Маранга», в переводе — «Морошка». Его участники — мальчишки, которых шесть лет назад их воспитатель привела к молодому специалисту Резеде Багаутдиновой.

— Огромное спасибо хочу сказать их воспитателю — Тамаре Салиндер. Это она привела их в первом классе ко мне. Были, конечно, какие-то перебои, когда их больше в спорт потянуло. Но всё-таки я убедила ребят, что нужно показывать ненецкую культуру. И сейчас они с большим желанием и охотой выходят на сцену. Мы привезли два номера: «Мебэта хасава», что в переводе — «Сильный мужчина». Как раз в нём ребята своими движениями показывают повседневные занятия мужчин-кочевников. Второй номер более современный — «Торова», значит «Здравствуйте». Весёлые, задорные и красивые, — с гордостью говорит о своих воспитанниках художественный руководитель ансамбля танца «Маранга», преподаватель Гыданского филиала Тазовской школы искусств Резеда Багаутдинова.

В итоге гыданские мальчишки стали бронзовыми призёрами фестиваля в номинации «Хореографическое искусство».

Ещё одни гости — ансамбль северного танца «Калейдоскоп» из Тарко-Сале. 20 лет они прославляют культуру северных народов. В коллективе 10 человек, в их числе Екатерина Берендеева — сегодня она выступает в качестве вокалистки. Репертуар у тарко-салинских артистов разнообразный, порядка ста номеров.

— Мы исполняем как фольклорные танцы, так и стилизованные, относящиеся к культуре ненцев, селькупов, хантов и коми. Есть и другие хореографические композиции. Стараемся своим творчеством сохранять и популяризировать культуру малых северных народов, понимая, что сейчас ритмы другие, мы часто используем стилизацию. Хочется привлекать молодёжь, чтобы она тоже изучала и сохраняла свою культуру. Мне больше нравится петь, этому я училась, но и в танцах есть своя прелесть, учишься пластике, держать себя на сцене и многому другому. У меня в «копилке» более 60 песен, кроме ненецких, селькупских, я ещё на татарском, башкирском, индийском, украинском и русском пою, — признаётся участница ансамбля «Калейдоскоп» Екатерина Берендеева.

Жюри было непросто определить победителей, в этом году конкуренция была большая! В итоге первое место в номинации «Декоративно-прикладное искусство и традиционное ремесло» занял Сергей Ледков. Лучшим в номинации «Вокальное творчество» стал дуэт Лилии Ядне и Ларисы Салиндер. А победителями в номинации «Хореографическое искусство» стала студия танца «Шум».

Автор: Ольга Ромах
Роман Ищенко (фото)