Поучились друг у друга
Настольные игры, резьба по кости, вышивка бисером и физические упражнения — педагоги дополнительного образования района представили свой опыт этнокультурного воспитания на заседании творческой лаборатории «Колесо гармонии».
Сначала — теория
Встречи участников методического объединения педагогов дополнительного образования проходят три раза в год. Одна из них вводная — в начале учебного года учителя обсуждают планы. И два практических семинара — в феврале и апреле. В начале февраля в Газ-Салинском ДЮЦ состоялся семинар «Этнокультурное развитие личности ребёнка в условиях учреждения дополнительного образования».
— Программа в целом стандартная: если у кого-то из коллег есть чем поделиться по заявленной теме, то включаем его выступление, а дальше — практика. Педагоги организуют мастер-классы, чтобы поделиться опытом и своими наработками по теме, — рассказывает о встрече руководитель районного методического объединения педагогов дополнительного образования, педагог ДЮЦ Ольга Рыбкина.
Теории в этот раз не много: кроме вступительного слова организаторов и представителей департамента образования администрации района, свой опыт представили педагоги ДО из детского сада «Оленёнок» и ДЮЦ.
— Приобщение детей к истокам народной культуры, формирование этнокультурной компетентности — приоритетные направления в работе нашей изостудии. Большое внимание уделяется изучению национальных традиций и обычаев, народного творчества. Стараемся научить детей воспринимать красоту природы и труда человека. Развиваем творческое воображение и учим составлять декоративные композиции, знакомимся с орнаментами народов мира, — рассказывает о своей работе педагог ДО детского сада «Оленёнок» Мария Кузьмина.
Методист ДЮЦ Елена Ишмурзина познакомила коллег с работой, которая в прошлом году победила в конкурсе инновационных проектов в системе образования ЯНАО и получила грант в номинации «Разработка учебных пособий и игр с этнокультурной тематикой».
— Когда проводили анализ основных форм по этнокультурному воспитанию, которые педагоги используют в работе, то обнаружили, что практически не используется такой интерактивный формат, как настольные игры. А ведь они сейчас очень популярны! И мы придумали идею настольной игры «Путешествие на край земли». Такое увлекательное путешествие по родному краю развивает логическое мышление, сообразительность, расширяет кругозор, — представила свой проект Елена Ишмурзина.
Авторы создали три вида игры для разных возрастов. «Сказки родного края» рассчитаны на дошкольный и младший школьный возраст, в ходе игры дети вспоминают сказки и загадки народов Севера. В «Приключения на берегу реки Таз» смогут отправиться ребята среднего школьного возраста, выполнив задания на логику и ответив на вопросы. Квест «На День оленевода — в Салехард» — третий уровень сложности. Все игровые поля сделаны в виде пазлов, что вызывает дополнительный интерес у игроков. Проверить свои знания в двух видах игр смогли и участники семинара.

Потом — поиграть
После вступительной части всем участникам предложили разделиться на команды и разойтись на мастер-классы. Их было 10: на заключительный «Танцевальный флешмоб» педагоги собрались все вместе.
На каждый мастер-класс отведено до получаса. Например, время прохождения игры «На День оленевода — в Салехард» зависит от скорости ответов игроков (на фото вверху). Условия просты: у каждого есть фишки, которыми игроки ходят по маршруту, кидая перед этим игральные кости. Маршрут начинается от Тазовского и завершается в Салехарде. Попадая на метку, соответствующую населённому пункту, участник должен ответить на вопрос о нём.
— Для каждого населённого пункта — свои вопросы. Они не только на знания — например, что означает название, но и в виде задач. Когда играют старшеклассники, они сразу начинают вспоминать формулы из математики и физики, чтобы вычислить, например, на каком снегоходе быстрее добраться до столицы или на сколько человек выросло население города, — рассказывает про условия педагог ДЮЦ Евгения Жесткова.
«Приключения на берегу реки Таз» не предполагает сложных вычислений, но даже вопросы о Тазовском районе могут вызвать затруднения у игроков.
Так, участники не смогли точно ответить, что означает звезда на гербе и флаге Находки.
— История этого места началась, когда экспедиция главного географического управления России 1894-1896 годов под руководством Андрея Вилькицкого, исследующая ямальский север, неожиданно нашла удобную бухту. И с того момента на картах появилось название «Находка», а на гербе этот исторический факт аллегорически отражён восьмилучевой звездой розы ветров — символом картографии и путешествий, — озвучила ответ ведущая мастер-класса Елена Ишмурзина.
Повырезать
Педагог районного Дома творчества Алексей Юрьев предложил участникам своего мастер-класса попробовать себя в роли косторезов. Резьбу по кости и рогу с уверенностью можно отнести к способам этнокультурного развития ребёнка, считает педагог.
— Это столетний опыт известных мастеров, школ, которые работают по всей стране. На Ямале косторезная школа начала развиваться в 50-е годы. До этого обработка кости была лишь бытовой — делали пуговицы и другую мелочь. В середине прошлого века ямальские мастера ездили по стране, учились у мастеров и, возвращаясь домой, начинали развивать косторезное ремесло на своей территории. Официально лишь в сентябре прошлого года в Салехарде на базе окружного Дома ремёсел была открыта ямальская косторезная школа, — знакомит коллег с историей ремесла Алексей Юрьев.
Фартуки, маски, защитные очки — обязательная спецодежда. Сначала участники перерисовали эскиз на бумагу, затем — на кость. И уже по линиям начали вырезать борками. Затем осталось лишь стереть линии, отшлифовать и отполировать — подвеска с чумиком готова.
Поскладывать
Ольга Гулянич из детского сада «Радуга» показала свою наработку — бизиборд «Ненецкий чум». Конусообразный отрез плотного сукна с подкладом легко складывается в чум, а на него можно крепить разные рисунки.
— О временах года или о животных рассказываем — можно крепить разные картинки по тематике занятия. Когда хотим обыграть сюжет сказки, наш бизиборд превращается в макет чума, — показывает педагог.
Ещё на семинаре можно было повышивать бисером, поиграть в активные игры народов Севера или провести физминутку.
— Я пришла сюда, чтобы попробовать что-то новое, то, чего я не умею. Побывала на двух мастер-классах — вышивала чумик бисером и в настолку играла. Очень интересная! Не на все вопросы ответила, попадаются сложные, — признаётся участница семинара, педагог районного Дома творчества по гончарному делу Лилия Салиндер.
Полезная встреча
После всех мастер-классов участники подвели итоги семинара и поделились впечатлениями.
— Побывала на спортивных играх, узнала, как можно национальные подвижные игры применить в работе. В наше время детей надо постоянно занимать играми, чтобы не сидели в телефонах, а двигались. На настольной игре интересно: не на все вопросы смогли ответить, много нового узнали. Такие семинары очень полезны, каждый раз узнаю много интересного и нужного, что могу применять в своей работе, — делится впечатлением от встречи педагог Тазовской школы-интерната Марина Хоротэтто.
— Важно знать, какие программы по этнокультурному образованию разработаны и реализуются в районе и чем они интересны детям. Результат сегодняшнего семинара — это представленный опыт педагогов, их полезные и интересные наработки, которые могут применять в своей практике коллеги, — подытожила встречу начальник управления развития и организационно-методического обеспечения департамента образования администрации района Людмила Свечникова.
Следующий семинар-практикум пройдёт в апреле в районном Доме творчества, там педагоги обсудят современные формы организации работы учащихся в системе дополнительного образования в контексте цифровизации образовательного процесса.
Автор: Елена Герасимова,
фото автора