Почему у Ямалспаса вновь бессонные ночи?

Осень тазовские спасатели всегда ждут с большой настороженностью. Именно в этот сезон ночи у бойцов поисково-спасательного отряда становятся бессонными. Тазовчане, отправляясь в путь по реке, всё чаще попадают в неприятные ситуации. Эта осень — не исключение. В сентябре-октябре 2021 года в Тазовском районе отмечен резкий рост происшествий на воде.

Беспечные люди

12 октября 2021 года. В единую диспетчерскую службу Тазовского района поступает сигнал: мужчина на моторной лодке выехал из Тазовского в Находку и застрял во льдах. Связь неожиданно прервалась, где именно он находится, потерпевший сказать не успел — у него разрядился телефон.

— Бойцы только вернулись с очередной спасательной операции, не успели выгрузить с лодки снаряжение, как поступает новый вызов. Грузимся обратно, выезжаем. Координат нет, просто прочёсываем акваторию. Во время поиска находим ещё одну моторную лодку, которая тоже застряла во льду и не может двигаться, попутно ищем пассажира, который самостоятельно отправился за поддержкой. На помощь первой группе выезжает аэролодка «Фантом» — у неё более мощные фонари, двумя группами продолжаем «прочёсывать» губу, с трудом находим потерпевшего, — рассказывает детали одной из спасательных операций заместитель начальника Тазовского поисково-спасательного отряда «Ямалспас» Виталий Павлючков.

Кстати, эта операция длилась более 7 часов. Без сна и отдыха, в кромешной тьме бойцы «Ямалспаса» искали терпящего бедствие человека. И таких историй каждую осень — десятки. И далеко не каждая имеет счастливый финал.

— Я всегда задаюсь вопросом: какая нужда заставляет людей так рисковать своей жизнью? Едут в ночь, в непогоду… Ведь каждый судоводитель знает, какими опасными могут быть волны в губе и насколько переменчива погода. Даже спасатели, оснащённые спецтехникой, не всегда могут сразу отправиться на поиски. У нас нет машин, способных работать в любую погоду. Да, мы должны спасти, но мы — тоже люди, поэтому, прежде чем отправиться на поиски, оцениваем риски, смотрим прогнозы. Не понимаю беспечность тазовчан, — отмечает Виталий Павлючков.

Без вёсел, жилетов и средств навигации

Как бы ни боролись сотрудники инспекции по маломерным судам с нарушителями требований безопасности, тех, кто игнорирует элементарные правила, к которым в первую очередь относятся спасательные жилеты, меньше не становится, отмечают спасатели. Статистика подтверждает: многие, кого выручают из беды бойцы «Ямалспаса», отправляются в путь без спасательных жилетов, некоторые не имеют вёсел, тёплой одежды и практически у каждого вместо навигатора — сотовый телефон. Между тем, даже ребёнку известно, что телефон при низкой температуре разряжается в считанные минуты. Даже самый крутой аппарат не сравнится с простейшим навигатором, который и проработает дольше и в случае необходимости покажет точные координаты.

— Карта в сотовом телефоне и карта в навигаторе — это две разные вещи. Фактически в 100% случаев человек, попав в критическую ситуацию, не может сказать, где он находится. Многие нервничают, кричат: «Я замерзаю!» Если днём хоть какие-то ориентиры можно назвать, то в тёмное время суток спасателям приходится просто «прочёсывать» местность, иногда поиски затягиваются, — говорят специалисты.

20 октября житель Находки выехал со Среднего Мессо в сторону дома. Ночь, на градуснике около нуля, на воде температура ещё ниже. Лодка села на мель, закончилось топливо. Бойцы «Ямалспаса» оперативно выехали на помощь, но до места ЧП не доехали: пострадавшего выручил брат. Благо, что происшествие случилось недалеко от Находки, и мужчина успел позвонить родственникам.

Спасатели могут рассказывать такие истории бесконечно. Причин для вызова службы спасения множество — кончилось топливо, заглох мотор, сели на мель, заблудились. Прошлой осенью тазовские бойцы спасли 9 человек, этой — уже 23 спасённых и это ещё нет льда.

Любители подлёдного лова и застрявшие во льдах — ещё одна страница поисковой истории Тазовского ПСО. В ближайшие дни лёд начнёт сковывать водоёмы района, спасатели в очередной раз обращаются к тазовчанам: не стоит проявлять беспечность и выходить на лёд, берегите себя и своих близких!

С начала года в Тазовском районе бойцы «Ямалспаса» спасли 89 человек, за прошлый год — 153 спасённых жизней. Вот уже третий год Тазовский поисково-спасательный отряд работает в круглосуточном режиме. Бойцы дежурят по 12 часов. На базе в районном центре всегда 3-4 специалиста, готовых оперативно выехать по сигналу тревоги.

О технических возможностях

С недавних пор в распоряжении тазовских спасателей находится трекер — устройство, отслеживающее маршрут передвижения. Благодаря ему на базе «Ямалспаса» всегда знают, где именно в данный момент находится поисковая группа. Ещё один плюс этого оборудования — возможность передавать текстовые сообщения. Конечно, тазовские спасатели обеспечены спутниковой связью, но и она небезупречна, поэтому дополнительная возможность передать информацию иногда играет решающую роль в поисковой операции.

Ещё один гаджет, которым обзавелись спасатели, — видеорегистратор. Необходимость его приобретения обусловлена претензиями со стороны потерпевших. Попавшие в плен водной стихии судовладельцы часто вместо благодарности за спасённую жизнь высказывают недовольство по поводу отказа спасателей буксировать застрявшее или сломанное судно. В таких случаях помогает видеофиксация происходящего, ведь первоочередная задача «Ямалспаса» — спасение людей.

Тазовский поисково-спасательный отряд оснащён всем необходимым оборудованием и техникой для проведения спасательных работ на воде и на суше. Впрочем, возвращаясь к суровой действительности Заполярья, спасатели ещё раз обращают внимание, что технические возможности в любой момент может ограничить непредсказуемая северная погода.

Совет от профессионалов: отправляясь в путь, как минимум сообщите родным о маршруте и примерном времени прибытия в пункт назначения, не выезжайте в тёмное время суток, обзаведитесь навигатором и одевайтесь как можно теплее. Эти элементарные правила помогут избежать неприятностей, а в случае беды — спасут жизнь, сократив время на ваши поиски.

Автор: Ирина Ка шубара, фото из архива СЗ