Памяти Галины Антоновны Сорокиной…

Ушла из жизни Почётный гражданин Тазовского района, Отличник народного просвещения, ветеран трудового фронта Галина Антоновна Сорокина. В память о ней мы повторяем материал «Трудная судьба закаляет характер», который был опубликован в газете Советское Заполярье» в мае 2019-го.

Трудное детство и юность навсегда отпечатались в памяти ветерана трудового фронта. Даже спустя много лет Галина Антоновна помнит мельчайшие детали своей непростой жизни.

15 апреля 1929 года в Тобольске на свет появилась маленькая Галина. Когда ей было три года, семья перебралась в Обдорск Омской области — сейчас это Салехард. Девочка рано осиротела: сначала не стало мамы, а через несколько лет и отца. В 12 лет и без того трудное детство Галины Антоновны закончилось окончательно — началась Великая Отечественная война. Её отзвуки ощущали на себе и в глубоком тылу.

— Я работала с 12 лет на салехардском консервном заводе. Когда война началась, мужчин всех забрали, а мы, ребятишки, помогали женщинам. Они сутками перерабатывали рыбу, делали консервы. Лозунг был один: «Всё для фронта! Всё для Победы!». Мы оказывали посильную помощь — стружку подметали, убирали. Мальчики колотили ящики, мы эти ящики относили, готовые банки с консервами после термообработки смазывали солидолом. У взрослых рабочий день был безразмерный, как они там сутками трудились — я не знаю! Мы работали с утра и до вечера, ночью спали. У нас две бригады ребят было: одна на заводе трудится, другая с детишками нянчится, детских садов не было, а женщины практически жили на комбинате. Вот так и менялись, так и трудились. В 1945 году я была на первом курсе Салехардского педагогического училища, нас тоже готовили к фронту. Каждый день мы по два часа работали на ключе Морзе: нас учили, как установить рацию, как азбуку Морзе передавать, готовили быть связистками. А мальчики учили топографию. Если бы пришлось идти на фронт, они были бы разведчиками, а мы — связистами. На наше счастье война окончилась, — вспоминает Галина Сорокина.

Голодная и холодная юность впоследствии сильно отразилась на здоровье ветерана. До сих пор Галина Антоновна помнит каши, которыми их кормили в интернате, и вкус того супа. К слову, каши с тех пор она так и не ест, говорит: в детстве наелась.

— С питанием было трудно — всё шло на фронт. В городе даже не продавали рыбу, мясо, иногда кости и обрезки были. В интернате, когда была студенткой, это 1945 год, была пайка хлеба 200 граммов, потом постепенно добавили, и какая-нибудь каша. Похлёбку нам часто варили из сушёной щуки. Мы щуку не видели, а только бульон ели. В магазинах всё было по талонам. Как вспомню: у меня ничего не было, если надо было куда-то пойти — кто-то варежки даст, кто-то валенки, вот так с миру по нитке и одевали. Я хотела на первом курсе даже бросить учёбу, потому что не в чем было ходить на занятия и на работу. Одним словом, сирота. Помогла воспитательница, эвакуированная из блокадного Ленинграда. Она меня учила, как жить, как организовать быт, как распределить расходы на жильё, на питание, и объяснила, что лучше получить образование. Она же пошла в вышестоящие инстанции и добилась того, что мне выписали платье из «чёртовой кожи», так называли тонкий брезент, из которого шили палатки. Это платье помню в мельчайших деталях — красивое было, стального цвета, и фасон шикарный, пуговицы красивые, я потом в нём не только на занятия, но и на танцы ходила. В Салехарде в военные годы было много  эвакуированных ленинградок, они и шили одежду. А ещё мне дали берет, стёганку, по-нашему — фуфайку, и обувь. Вот так я осталась в училище, — признаётся ветеран трудового фронта.

9 мая 1945 года — ещё одно яркое воспоминание, которое с годами не меркнет. Галина Антоновна училась на первом курсе училища, а жила в интернате. Вспоминает: это было обычное утро, до тех пор, пока не пришла воспитательница, чтобы разбудить студентов на занятия.

— Она заходит и объявляет, что война закончилась. Что тогда началось! Даже спустя 74 года я не могу без слёз вспоминать то время. В тот день, казалось, весь Салехард высыпал на улицу, все от мала до велика! Мужчин, конечно, не было, только старики да раненые. Город пел и плясал, женщины играли на гармошках, гитарах. Мы все собрались в клубе и всю ночь танцевали, а потом, не спавши, пошли на работу и на учёбу. Было много слёз, но это были слёзы радости, — улыбается Галина Антоновна.

Война закончилась. Начались не менее трудные послевоенные годы, когда, по воспоминаниям Галины Сорокиной, приходилось больше учиться, чем работать. Было сложно, но она понимала, главное — получить профессию. Выбор специальностей в те годы в Салехарде был невелик, и выпускница семилетки решила: раз получается ладить с детьми, пойду в учителя. В 1947 году сразу после окончания училища молодая учительница по распределению попала в Щучье-Реченскую школу-интернат Приуральского района, где проработала год, после чего вернулась в Салехард.

— Меня перевели в Пельвожи заведующей школой, я согласилась, потому что была там вместе с детьми в летнем лагере и хорошо знала этот маленький посёлок: природа прекрасная и народ замечательный, там ханты живут. Потом так сложились личные обстоятельства, что я перевелась оттуда в Тазовский в декабре 1953 года, перед самым Новым годом. Первое впечатление — Тмутаракань, пустота, домик тут, домик там. До аэропорта — огромный пустырь. В посёлке специалистов не хватало, в том числе и учителей. А я привыкла работать с детства — свою жизнь без работы не помню и не представляю. Поэтому работала и учителем начальных классов, и воспитателем. Но жизнь в Тазовском меня не пугала, я же северянка, да и Салехард такой же был в 40-50-е годы. А потом прикипела душой к этому суровому краю, где живут прекрасные люди, — рассказывает Галина Сорокина.

Всю свою жизнь она посвятила детям. Галина Антоновна учила их не только читать и писать, но и преподавала уроки, которые не найдёшь ни в одной книге.

— Я всегда учила детей самостоятельности, чтобы ребёнок мог всё сам правильно делать и всего сам достичь. У меня было самоуправление: воспитанники сами контролировали своих товарищей, всё было налажено, были графики дежурств, всегда был порядок! Мне надо было только научить их всему за первые два года, потом они всё делали сами, напоминать ни о чём не надо было. Дети были разные, но я никогда не повышала голос, о физических наказаниях тоже речи не было. Я всех детей любила, как своих, и старалась что-то дать им от себя. Себя и сейчас не мыслю без ребятишек, для меня дети — великое счастье, — делится секретами педагогического мастерства Отличник народного просвещения Галина Сорокина.

И дети чувствовали такое отношение педагога и отвечали взаимностью. Недаром даже спустя десятилетия после того, как Галина Антоновна завершила трудовую деятельность, к ней приходят её воспитанники, чтобы в очередной раз поблагодарить за уроки самостоятельности.

В Тазовской школе-интернате Галина Антоновна проработала 32 года, отдавая всю себя ученикам. Сколько у неё было воспитанников — не сосчитать, но она говорит, что помнит каждого. За добросовестный труд и высокие производственные показатели, достигнутые в социалистическом соревновании, имя Галины Сорокиной в 1964 году  было внесено в Книгу почёта Тазовской школы-интерната. А в 2000 году она стала Почётным гражданином Тазовского района. Специалисты районного архива на протяжении нескольких лет вели работу с семьёй ветерана по передаче личного архива Галины Сорокиной. В апреле этого года договор был подписан.

— Всё, что у неё есть, — всё интересное и всё представляет ценность, с того периода, когда Галина Антоновна только начинала свою трудовую деятельность, у неё были заслуги и достижения, отмеченные наградами. Она —  педагог с большой буквы. Кроме своих документов, Галина Антоновна передала нам и документы своего мужа. Вячеслав Васильевич тоже был заслуженным работником и активистом, всю жизнь проработал на рыбозаводе. У него тоже есть награды того периода. Мы планируем сделать объединённый семейный фонд, — говорит начальник отдела по делам архивов администрации района Ирина Есина.

Галина Антоновна уверена: трудные военные и послевоенные годы закалили её характер, научили не сгибаться под ударами судьбы и доверять людям.