Особенности песенного творчества ненцев

Говорят, песня – зеркало души народа. Чего не передаст документ и не воспроизведёт историк, донесёт до потомков народная песня. У каждого времени свои ценности, у каждой песни – своя история. Острое и глубокое ощущение живой плоти природы, её души, мимолётности и вечности сосуществования человека и природы делает песни коренных народов Ямала уникальными. С самого детства в жителях тундры закладываются зачатки творческих способностей, которые раскрываются по мере взросления.

Ненецкая песня складывалась и складывается в своеобразных условиях кочевого образа жизни — под звуки полозьев нарт, звон колокольчиков в упряжи, звуки ветра и вьюги, всплески волн, шум дождя и рокот грома, треск искр родового очага. Никого не оставлял равнодушным и певучий звон бубна. Песенное искусство народа – это духовная биография, поэтическая летопись жизни, оно передавалось из поколения в поколение по памяти. Так до нас дошли и песни северных народов, в которых отражены не только быт и традиционные отрасли, но и душевные переживания, мечты и надежды. Песня доносит до новых поколений историческую правду жизни, раскрывает всю палитру многожанрового песенного искусства коренных народов. Для ненецкого народа характерно бережное отношение к искусству, стремление создавать и исполнять песни свои и других людей, одарённых особым талантом. Песни, полные мыслей и чувств, может создавать только человек, имеющий отзывчивое сердце и душу, знающий все тонкости и нюансы кочевой жизни, уникальность своей культуры.

Важнейшим компонентом вокальных особенностей ненецких песен является тембр исполнения и характер звукоизвлечения. В ненецких традиционных исполнениях встречают различные темпы интонирования, особенности подачи звука. Иногда мелодия строится по принципу повторения фразы, таким образом утверждается образный строй, мотив. Темпы ненецких песен сдержанные. Порой ритмика не укладывается в чётко ограниченные такты с постоянным размером, потому меняется количество долей в такте. Подгоняя под классические размеры, аранжировщики губят все особенности и тонкости ненецкой песни, пытаясь упростить их исполнение. Многие национальные певцы поддались модным веяниям современной интерпретации народных песен. Людям старшего поколения сложно воспринимать инновационные формы, искажённые грани ненецких песен.

Песня, потерявшая при музыкальном оформлении свою индивидуальность, становится безликой обычной эстрадной попсой, и поэтому акапельное исполнение — лучший вариант для сохранения национальных особенностей песни любого жанра. При грамотном ярком оформлении фона во время озвучивания произведения песня всегда будет зрелищной. Я очень благодарна ненецкой певице Татьяне Лар из  Салехарда. Восхищаюсь её голосом, акапельным исполнением песен, она — автор собственных произведений. Мелодии её песен – исповедь души, пример яркого национального характера. Вся тундра с её звуками и обитателями — птицами и зверями — в песнях Татьяны Лар.

К сожалению, исполнители ненецких песен в нашем районе остаются далеко за рамками праздничных программ национальных торжеств. Зрители – коренные жители – жаждут услышать исполнителей национальных ненецких песен. А организаторы поющих эти песни просто не включают в программу, мелодичные, лирические и старинные песни остаются без внимания. Вместо них тундровики слушают набившую оскомину русскоязычную эстрадную попсу, которую они каждый день слышат по радио и телевизору. Но особой любовью у коренных жителей пользуются русские народные песни. Во время празднования Дня оленевода люди в малицах и ягушках пускаются в пляс, согреваясь телом и душой.

Я — автор своих песен. Несколько моих произведений исполняют наши ямальские певцы на различных сценах России и за рубежом. С моего позволения они используют всевозможные аранжировки, импровизации. Для меня главное — чтобы в этих песнях оставалась душа тундры во всем её многообразии.

Автор: Надежда Салиндер