Мастерица по крови

Талантливый человек талантлив во всём. С этой народной мудростью трудно поспорить. Любителям праздничных мероприятий не нужно представлять Елену Ковалёву. Без её чарующего голоса и песен о родном крае не обходится практически ни один концерт. Но пение — не единственное увлечение тазовчанки.

Как только маленькая Лена научилась держать иголку в руках, она начала шить. Первыми моделями были куколки. Она уверена, каждая ненецкая женщина — мастерица, и умение шить передалось ей по наследству, как говорится, с молоком матери.

— Когда я была маленькой, меня очень интересовало: как шьют женщины? Сама я поселковая, но однажды поехала в гости к дяде, в тундру, и там впервые увидела, как тундровички вышивали узоры из сукна и выделанных оленьих лап. Это поразило меня и произвело неизгладимое впечатление. И я сказала: «Хочу так же!». Когда научилась шить орнаменты из оленьих шкур, поняла, что если даже из шкур умею шить, значит, с обычной одеждой легко справлюсь, — признаётся тазовчанка Елена Ковалёва.

Девочка выросла, стала студенткой и на долгие годы забыла про своё увлечение. А три года назад открыла это искусство вновь, начала вспоминать всё, что когда-то ей так нравилось. Вернулся интерес не просто к шитью, но и к национальным элементам одежды. Красивые ненецкие узоры — оленьи рога, заячьи ушки, чумики, гусиные крылья — Елена стала использовать в качестве украшения современной одежды. Вспомнились и занятия по бисероплетению. Одно из платьев, созданных мастерицей, стало судьбоносным и помогло попасть на  XIX Международную выставку-ярмарку «Сокровища Севера. Мастера и художники России-2024» в составе тазовской делегации.

— Я сшила наряд и пришла в нём на мероприятие, меня заметили и пригласили в делегацию Тазовского района. «Сокровища Севера» надолго останутся в памяти! У меня было три наряда, а до поездки оставалась неделя… Были, конечно, бессонные ночи, но я справилась и представила коллекцию одежды «12 месяцев Тасу Ява». Каждое платье характеризовало конкретный месяц. Белое с чёрным орнаментом «оленьи рожки» — январь, это олени, несущиеся по белоснежной тундре. Красное платье — сентябрь, в это время мы собираем бруснику, такую же яркую и сочную. Жёлтое — август — морошковые поля, в качестве декора использовала ягодки морошки. Зелёный наряд — июль, лето, сочная зелень. Яркий синий костюм — март: да, тундра ещё белая, реки скованы льдом, но уже светло, и небо именно такого яркого цвета, — поясняет мастерица.

Этот фестиваль добавил Елене Ковалёвой уверенности и стал своего рода трамплином. Кстати, тогда она привезла в Тазовский специальный приз и кубок победителя в номинации «Этнические мотивы в современном творчестве». И опять же благодаря выставке Елену пригласили на XXIII Евразийский конкурс высокой моды национального костюма «Этно-Эрато 2024», который проходил в Москве в ноябре прошлого года.

— Туда я повезла не 12 нарядов, а «7 даров Тасу Ява», участвовала в номинации «Этнические мотивы в современном костюме», мне это больше по душе. Было очень интересно посмотреть на работы других мастеров. 92 модельера со всей нашей огромной страны, а также Казахстана, Таджикистана, Узбекистана! Девочки из Тывы были, они взяли первое место, это были невероятные костюмы! Я вернулась без наград, но получила большой опыт и поняла, что могу и хочу творить, — делится впечатлениями Елена Ковалёва.

Создавая современные костюмы, Елена дополняет их этническими элементами, продолжая традиции предков, демонстрирует новые грани богатой ненецкой культуры.

Автор: Мария Демиденко 
Роман Ищенко (фото)