Когда история оживает в макетах
«Курган Бессмертия», «Боевая и трудовая слава забайкальцев», «Мемориальная стела» — эти и ещё 10 школьных макетов воинских памятников оценило жюри в рамках регионального проекта «ЮнАрктика»
Общие правила
С начала учебного года на Ямале вновь стартовал региональный сетевой проект «ЮнАрктика», рассчитанный на класс-команды восьмых классов. В течение учебного года школьники участвуют в различных мероприятиях, которые проводятся в рамках основного этапа проекта. Одно из них — конкурс на лучший макет мемориала славы городов-героев СССР и городов воинской славы, ключевых событий и сражений времён Великой Отечественной войны.
На прошлой неделе восьмиклассники всех школ района презентовали свои работы. Всего в проекте участвуют 15 класс-команд, макеты на конкурс предоставили 13.
— Для создания макетов среди команд проводилась жеребьёвка. Из общего окружного списка городов-героев, городов воинской славы и трудовой доблести каждая класс-команда Ямала выбрала свой. И уже зная город, ребята совместно определяли, что именно отобразить в макете — мемориал, ключевые события или сражения Великой Отечественной войны, — уточняет правила специалист отдела дополнительного образования и воспитательной работы департамента образования администрации района Кульзира Буланбаева.
Каждый макет уникален
В Тазовской школе-интернате три класс-команды трудились над своими макетами не одну неделю. В итоге жюри презентовали брянский «Курган Бессмертия», мемориальный комплекс Волоколамска «Подвигу 28» и памятную стелу города воинской славы Ломоносова.
Материалы разные: «Курган Бессмертия» сделан из бумаги, в двух других макетах ребята использовали дерево, искусственный газон, фотобумагу и пластилин. Фигуры комплекса 28 панфиловцам слепили из пластилина и покрасили. Стелу города Ломоносова ребята сделали из дерева.
— Я вырезал ручной пилой из листа ДСП основание, потом отшлифовывал его по краям. И бруски в форме куба тоже я делал. В процессе подготовки макета узнал, что в том месте происходило решающее сражение, — рассказывает ученик 8 класса ТШИ Давыд Батт.
Его одноклассник Виктор Хэно собственноручно сделал самую высокую колонну.
— Она 30 см в высоту и 5 см в ширину. Для меня нетрудно на токарном станке работать, главное — уметь им пользоваться. И во время работы надо останавливаться и проверять, хорошо ли сделано. Если перестараться, можно совсем тонкую вырезать. Но мы всё с первого раза сделали, — хвалится Виктор Хэно.
Ещё одна очная презентация состоялась 26 января: учащиеся 8А класса Газ-Салинской средней школы подготовили мини-спектакль с рассказом о мемориальном комплексе «Боевая и трудовая слава забайкальцев».
— Выбирали из нескольких памятников Читы, вместе с детьми единогласно решили делать эту монументальную композицию. Готовился весь класс, с макетом и сценарием помогали педагоги. Сначала начертили схему, соблюдая пропорции деталей, потом сделали основание из фанеры. Также использовали бруски, акриловые краски, лак, проволоку, глину и скульптурный пластилин для фигур, фоамиран для венков. Дети к делу подошли с удовольствием и ответственностью! — рассказывает руководитель класс-команды «Любознаты» из Газ-Сале Людмила Соколова.
Класс-команды из Тазовской средней школы не успели очно презентовать свои макеты — учреждение закрыли на карантин. Жюри оценивало работы по видео, подготовленным участниками. Также на видео презентацию своих макетов записали учащиеся из Гыды и Антипаюты — два подготовили антипаютинские восьмиклассники и четыре — гыданские.
Победители определены
Конкурсная комиссия состояла из шести членов, это специалисты в разных областях: представители военкомата, Молодёжного центра, департамента образования. Жюри отдельно оценивало презентацию и макет по пятибалльной шкале. В представлении работы учитывались рассказ истории её создания, обоснование выбора и оригинальность подачи. В самом макете главными критериями были соответствие оригиналу, сложность работы и качество выполнения.
— Я первый раз оценивала этот конкурс, хотя макеты прошлых лет видела. Меня очень удивили газсалинцы качеством работы, техникой исполнения и презентацией. В Тазовской средней школе макеты были интересные, но по выступлению хотелось бы масштабности. Хорошие макеты были в школе-интернате, им пожелание на будущее — лучше поработать над представлением, — выразила свои впечатления член жюри Кульзира Буланбаева.
Некоторые члены жюри не первый раз в этом конкурсе, например, специалист Молодёжного центра Александр Шпилёв четвёртый год оценивает макеты:
— Сложно сравнивать с прошлогодними работами, каждый раз макеты выполняет класс-команда, у которой раньше не было подобного опыта. С сожалением отмечаю, что качество макетов в средней школе становится с каждым годом ниже. Участники выбирают более простые по способу изготовления конструкции, допускают грубые ошибки при масштабировании, не уделяют внимания важным деталям, в некоторых работах не проработана фактура. Отмечу стабильно высокое качество работ у Газ-Салинской школы: в презентации участники показывают вовлечённость всего класса и родителей, привлекают к подготовке учителей истории, технологии, музыки
После суммирования всех оценок лидером стала команда из Газ-Сале. На 26 баллов отстали обладатели второго места — команда «Дети Ямала» из ТШИ, которая представила макет мемориала «Подвигу 28». Третье место у 8Б класса Тазовской средней школы — ребята создали макет памятника «Участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, ветеранам боевых действий», который находится в Ижевске. Эти три работы будут представлять район на окружном этапе проекта, который пройдёт с 1 по 20 февраля.
Впереди у класс-команд «ЮнАрктики» ещё зимний фестиваль ГТО и конкурс инсценированной патриотической песни «Патриоты России». На заключительном этапе организаторы подведут итоги и определят победителей проекта: класс-команды, занявшие в регионе с 1 по 13 места награждаются культурно-познавательной поездкой по стране в октябре-ноябре 2024 года.
Автор: Елена Герасимова
Фото Романа Ищенко и организаторов