Грант от «ЛУКОЙЛа» на знакомство с ремеслом

Тарелочки и дощечки с северными мотивами и ненецкими орнаментами: учащиеся Газ‑Салинского филиала Тазовской школы искусств обучаются мастерству росписи по дереву.

Поддержка идеи

Знакомить ребят с древним ремеслом и обучать азам росписи предметов стало возможным благодаря конкурсу социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ». Преподаватель по декоративно-прикладному творчеству Елена Корнилова написала проект «Народный промысел «Волшебная роспись» и отправила его на грантовый конкурс. Имея специальность «Художник росписи по дереву», педагог давно мечтала делиться опытом со школьниками, чтобы как можно больше людей узнало про старинное ремесло.

— В художественной росписи по дереву возможно использование регионального компонента. У ненцев в культуре отсутствует роспись материалов как таковая, но орнаменты, создаваемые мастерицами из бисера, можно перенести на изделия из дерева. Ещё можно воспроизводить на дереве сюжеты ненецких мифов, легенд и сказок. Возможно, это подтолкнёт детей коренной национальности и приезжих из других регионов к более детальному изучению ненецкой национальной культуры. У ненецких детей это укрепит связь с родной культурой, а для приезжих станет погружением в местный колорит. То есть мой проект также предполагает сочетание компонентов культуры европейской части России с национальной культурой народов Севера, — рассказывает Елена Корнилова.

В декабре прошлого года автор проекта стала победительницей конкурса социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ». На средства гранта закуплены необходимые для занятий материалы: различные деревянные заготовки, гуашь, кисточки, баночки, фартуки, клеёнки. Также приобрели методические материалы — плакаты с видами росписи и раскраски.

— В раскрасках представлены разные виды народных узоров. Их дети берут домой и раскрашивают кисточкой, чтобы тренировать руку и аккуратно работать с краской. Грант очень помог в проведении и подготовке занятий, огромная благодарность компании «ЛУКОЙЛ» за возможность знакомить ребят с красивым ремеслом, — отмечает педагог.

На грант закупили материалы: деревянные заготовки, гуашь, плакаты с видами росписи и раскраски

Знакомство с деревом

Как только материалы поступили в школу искусств, учитель с детьми приступили к изучению художественной росписи. Хотя опыт у учащихся уже был: раньше они пробовали расписывать пластиковые тарелочки элементами полхов-майданской росписи. С деревянными заготовками ребята впервые начали работать в этом году.

Школьники попробуют расписать куколок и свистульки
Работы педагога Елены Корниловой в разной технике росписи по дереву

— Сначала мы посмотрели видеоролики, как на производстве делают заготовки, узнали про особенности пород дерева. Для росписи чаще используют липу и берёзу, потому что с ними проще работать. У нас заготовки из липы. После теории приступили к практической части, — говорит Елена Корнилова.

Прежде чем расписывать дерево, его надо подготовить. Чтобы краски ложились равномерно, а карандаш не повреждал поверхность, заготовку надо загрунтовать и отшлифовать. Школьники сами готовили грунт из крахмала, наносили на тарелочку, а после полного высыхания шкурили. И так три раза. В итоге поверхность становится гладкой и идеальной для нанесения краски.

Сюжет с историей

Пока заготовки сушились, ребята придумывали эскизы своих тарелочек. Обязательное условие — использование ненецких орнаментов. Кто-то сам придумал идею для росписи, кому-то педагог помогла создать композицию.

— У меня орнамент называется «Берёза». На фоне северного неба расположен узор, а от него расходятся веточки берёзовые. Сама придумала! — показывает эскиз 10-летняя Малика Байрамукова.

Малика Байрамукова на фоне северного неба нарисует орнамент «Берёза», а от него будут расходиться берёзовые ветки

Перенести эскиз на заготовку — и можно брать краски. Сначала юные художники заполняют фон, потом рисуют детали.

— У меня тут северное сияние нарисовано, а из орнамента выбрала «Ушки зайца» — думаю, хорошо сочетаются, — глядя на свою тарелочку размышляет 9-летняя Мария Некрасова.

Гуашь сохнет быстро, а значит, тарелочки будут готовы за одно-два занятия. Останется нанести лак для защиты и можно выставлять на всеобщее обозрение: работы учеников были представлены на конкурсе «Северная искусница», прошедшем в рамках Слёта оленеводов в Тазовском. Для этого автор каждой работы придумал историю, которая рассказана его рисунком. Например, у Аделины Кращук олень нарисован на фоне солнца, к нему подобрали элементы орнаментов «Солнце» и «Рога оленя».

— Я люблю животных рисовать, лучше всего лиса получается. На тарелочке первый раз рисую, интересно. Роспись, которую нам показывают, нелёгкая, но я хотела бы научиться, — говорит ученица Аделина Кращук.

Аделина Кращук нарисовала оленя на фоне солнца, а к нему подобрали элементы орнаментов «Солнце» и «Рога оленя»

От простого — к сложному

Роспись плоских тарелок — лёгкий вариант, следующими в ход пойдут деревянные дощечки. А уже потом школьники попробуют расписать изделия посложнее: куколки, салфетницы, свистульки в виде птичек. На следующий год ученики отточат полученные навыки росписи на деревянных матрёшках — к тому времени ребята уже изучат несколько видов народного ремесла.

— Я бы хотела попробовать расписать матрёшку. Нарисовала бы на ней ягодки, цветы — всё, что есть на древних рисунках. Использовала бы красно-зеленые, синие и золотистые цвета. Матрёшку сложнее расписывать, чем плоскую тарелку: надо изгибы раскрашивать, свободное место уметь правильно заполнить. И вообще, надо уметь красиво рисовать. Я что-то уже хорошо рисую, в чём-то ещё есть трудности, но я учусь, — признаётся Софья Чепак.

Софья Чепак давно занимается рисованием и очень хочет попробовать расписать матрёшку

Занятия для ребят проходят три раза в неделю. В планах у педагога — давать индивидуальные уроки и проводить мастер-классы. Например, по росписи пасхальных яиц: уже закуплено несколько десятков деревянных заготовок.

— Кроме росписи яиц красками, есть идея сделать «яйца Фаберже» — именные, с украшениями из камней и страз, — делится планами Елена Корнилова.

С прицелом на будущее

В России существует более 200 видов художественной росписи, которые зарождались в разные времена и в разных уголках страны. Некоторые узнаваемы и популярны, другие доживают свой век вместе со старыми мастерами и закрывающимися фабриками. На занятиях «Волшебная роспись» тазовские дети при поддержке «ЛУКОЙЛа» как раз и знакомятся с навыками этого древнего и красивого ремесла. Может быть, кто-нибудь из них влюбится в этот вид творчества и в будущем тоже станет профессиональным художником по росписи.

Автор: Елена Герасимова,
Роман Ищенко (фото)