Фестиваль-конкурс с северным колоритом

Десятки участников из четырёх поселений района приняли участие в фестивале-конкурсе национальных культур коренных малочисленных народов Севера «Едэй Яля».

Новый день

Районный Дом культуры на один день стал площадкой, которая объединила тазовских мастериц, носителей народного фольклора, а также его любителей и ценителей.

— В переводе с ненецкого Едэй Яля — новый день. В тундре новый день — это праздник, это продолжение жизни. Дела, которые он несёт, события, значимые и не очень, — их всегда много. Никогда ни в одном чуме не услышишь: у меня завтра выходной. Человек жив, пока он говорит: завтра я буду делать то или это. Пока есть движение, жизнь продолжается. Так и наш фестиваль — это как взгляд в новый день. Делаем акцент не просто на культуру — пригласили истинных носителей этнического фольклора из отдалённых уголков.

У них нет возможности часто приезжать в райцентр на мероприятия, чтобы показать себя, поделиться знаниями и передать свой культурный опыт, но сегодня они здесь, — отмечает культорганизатор ЦНК, организатор районного фестиваля национальных культур коренных малочисленных народов Севера «Едэй Яля» Михаил Тибичи.

Проведение фестиваля стало возможным во многом благодаря гранту, который в 2021 году получил проект Центра национальных культур «Районный фестиваль-конкурс коренных малочисленных народов Севера «Едэй Яля» в рамках конкурса социальных проектов публичного акционерного общества «ЛУКОЙЛ».

— Наша компания ежегодно проводит конкурс социальных и культурных проектов. Сегодня мы увидим воплощение вашего проекта. Участникам пожелаю успехов, а членам жюри — объективности. Пусть победит сильнейший! — сказал заместитель генерального директора по обеспечению производства территориально-производственного предприятия «Ямалнефтегаз» общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Западная Сибирь» Юрий Иванов.

Также спонсором фестиваля-конкурса выступил Тазовский филиал регионального общественного движения «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера «Ямал — потомкам!».

Обряд рождения ребёнка

Фестиваль собрал участников из Тазовского, Гыды, Антипаюты и Находки. Коренные жители привезли с собой фольклор, носителем которого были их предки. Как говорят сами участники, если рукоделие в зависимости от места проживания не очень отличается, то манера пения у жителей Находкинской и, например, Гыданской тундры разная. Одни и те же песни звучат по-разному. Да и сами ненецкие песни — это жизненные истории, специально их не сочиняют. Например, фольклорная группа «Нгэдяночка» поёт о рождении ребёнка. Об этом же рассказывают участники коллектива «Нумгы» из Находки. Они представили тазовчанам ненецкий обряд рождения ребёнка, показав его с традиционными обычаями и запретами.

Коллектив «Нумгы» из Находки представил тазовчанам ненецкий обряд рождения ребёнка, и был признан лучшим, получив диплом первой степени в номинации «Театральное искусство»

— Из всех легенд и сказок выбрали то, что знаем. Сначала покажем, как мать наставляет роженицу. Молодая женщина надевает платок, пояс и идёт собирать нярцо — специальный мох для младенца, его нужно высушить и подготовить. Когда начинаются схватки, мама идёт за повивальной бабкой. Для рождения ребёнка обязательно ставится отдельный чум, в котором присутствуют только роженица и повитуха. В это время мужчины занимаются своими делами, но неподалёку, а когда бабка выходит из чума с люлькой и говорит, кто родился, они забивают оленя. А женщины выходят из чума, проводят обряд очищения огнём. Это своеобразный дар богам, чтобы ребёнок был здоров, — передаёт краткое содержание сценки руководитель коллектива «Нумгы» Марианна Саитова.

На сцене — молодые исполнители

Остальные два театрализованных представления были разыграны воспитанниками Тазовской школы-интерната. Ребята подготовили сказки «Кукушка» и «Лынзерма».

Воспитанники 9 группы Тазовской школы- интерната разыграли сказку «Лынзермя», о том, как маленькая девушка Лынзермя превратилась в голубику

Кстати, среди участников было немало детей и подростков, и это хороший знак, говорят носители ненецкой культуры: ведь именно с детских лет прививается любовь к своему народу, языку и традициям. От молодёжи зависит, настанет ли он — новый день.

Танец «Как олени зиму победили» принёс хореографическому коллективу  «Продвижение» море аплодисментов 

— Ребята с удовольствием посещают занятия по хореографии. Мы сегодня исполняем два танца, оба о северном колорите. Национальные танцы для ненцев не первостепенны, как, например, для якутов. Мы показываем фрагменты из жизни рыбаков и оленеводов, небольшие зарисовки. Стараюсь, чтобы ребята не просто танцевали, а чтобы они проживали эти моменты, тогда танец становится более эмоциональным.

Ярким началом фестиваля стала танцевальная композиция «Шаманки» в исполнении воспитанников студии «Шум»

— Постоянно внушаю им мысль о том, что они должны с гордостью нести свою культуру, потому что они — ненэй ненэць — настоящий человек. Такие фестивали нужны, чтобы дети, которые живут и учатся в посёлках, не забывали свою родную культуру, — уверена руководитель хореографического коллектива «Нежность» Тазовской школы-интерната Индира Паровых.

Среди вокалистов тоже была школьница. Лариса Салиндер — яркая звёздочка с сильным голосом — эмоционально исполняла не только сольные композиции, но и не терялась в многоголосье фольклорной вокальной группы «Се мэта сей».

Краски тундры в работах мастериц

В холле РДК расположилась выставка декоративно-прикладного искусства. Свои работы представили пять мастериц. Одна из них — Елена Яптунай — участница коллектива «Нгэдяночка», в переводе «женщина из Гыды». Впервые гыданка взяла в руки иголку с ниткой в пять лет, с тех пор не расстаётся с ней, а в 10 лет благодаря воспитательнице школы-интерната, где она училась, освоила технику вязания крючком и спицами. Рукодельница уверена, этот талант у неё в крови. На выставку привезла не только свои работы, но и семейную реликвию, доставшуюся ей от прабабушки.

img
Выставочные работы пяти мастериц из отдалённых уголков района вызвали живой интерес у гостей и участников фестиваля
img
Выставочные работы пяти мастериц из отдалённых уголков района вызвали живой интерес у гостей и участников фестиваля
img
Выставочные работы пяти мастериц из отдалённых уголков района вызвали живой интерес у гостей и участников фестиваля

— Это сумка моей прабабушки, с лицевой части она оформлена лапками с крошечными копытцами новорождённых оленят. Когда они погибают по тем или иным причинам, шкура никуда не годится, а лапки идут на отделку. Также привезла летнюю ягушку, её я сделала в 15 лет, ещё кисы, которые шила для сына, и традиционный зимний женский головной убор. Он не только красивый, но и функциональный, как и вся национальная одежда. На шапку обязательно нашивались медные или латунные подвески, чтобы при сильном ветре её не поднимало, и, конечно, меховая оторочка, которая спасает лицо от обморожения, — рассказывает мастерица и исполнительница ненецких песен Елена Яптунай.

Мастерицы представили не только повседневную одежду, среди экспонатов — и работы из бисера, и сувениры, и меховая мозаика.

— В тундре нет ни одной женщины, которая бы шила некачественно, потому что если швы плохие, ветер будет продувать одежду, и ты замёрзнешь, или шов вовсе разойдётся. Мастерство в нас заложено природой. Качество всех изделий отличное! Мастерицы, может, и привнесли какие-то инновации, но в целом традиции сохраняются. Есть на что посмотреть! Выделяются работы Татьяны Вануйто из Антипаюты. Они изумительные, поражает цветовая гамма. Мастерица использует необычные сочетания: например, синяя суконная ягушечка и жёлто-красный орнамент. Ничего лишнего, три цвета. Но от неё нельзя отвести взгляд — так искусно вплетён орнамент, это очень трудоёмкая работа, — не скрывает восхищения председатель жюри Надежда Салиндер.

Итоги фестиваля

Не только выставочными работами покорила в этот день жюри и гостей фестиваля антипаютинская мастерица. Показ её нарядов стал яркой финальной точкой праздника и доказал, что равных ей в номинации «Декоративно-прикладное искусство» на этом конкурсе нет.

Все краски тундры собрала в своём показе модной одежды в этническом стиле антипаютинская мастерица Татьяна Вануйто

— Эта коллекция представлена современными костюмами в этническом стиле: есть повседневные наряды, есть и вечерние туалеты. Мне дай любое однотонное платье, я сделаю из него эксклюзивную вещь. В работе использую различные ткани и материалы: бисер, стразы, вплетаю национальные орнаменты. Сегодня представляю 12 моделей. Центральная — пышное красное платье. Очень люблю яркие вещи, сама иногда ношу, — признаётся мастерица Татьяна Вануйто.

Среди вокальных исполнителей лучшей стала фольклорная группа «Се мэта сей» под руководством Лилии Ядне из райцентра.

В номинации «Хореографическое искусство» победителем был признан коллектив юных тазовчан «Продвижение» под руководством Елены Богдановой.

А театрализованное представление «Ненецкий обряд рождения ребёнка» вывело находкинскую фольклорную группу «Нумгы» на первое место. Да и как могло быть по-другому, ведь название коллектива в переводе — звёзды.

Автор: Мария Демиденко,
Роман Ищенко (фото)