Десятки участников из четырёх поселений района приняли участие в фестивале-конкурсе национальных культур коренных малочисленных народов Севера «Едэй Яля».
Новый день
Районный Дом культуры на один день стал площадкой, которая объединила тазовских мастериц, носителей народного фольклора, а также его любителей и ценителей.
— В переводе с ненецкого Едэй Яля — новый день. В тундре новый день — это праздник, это продолжение жизни. Дела, которые он несёт, события, значимые и не очень, — их всегда много. Никогда ни в одном чуме не услышишь: у меня завтра выходной. Человек жив, пока он говорит: завтра я буду делать то или это. Пока есть движение, жизнь продолжается. Так и наш фестиваль — это как взгляд в новый день. Делаем акцент не просто на культуру — пригласили истинных носителей этнического фольклора из отдалённых уголков.
У них нет возможности часто приезжать в райцентр на мероприятия, чтобы показать себя, поделиться знаниями и передать свой культурный опыт, но сегодня они здесь, — отмечает культорганизатор ЦНК, организатор районного фестиваля национальных культур коренных малочисленных народов Севера «Едэй Яля» Михаил Тибичи.
Проведение фестиваля стало возможным во многом благодаря гранту, который в 2021 году получил проект Центра национальных культур «Районный фестиваль-конкурс коренных малочисленных народов Севера «Едэй Яля» в рамках конкурса социальных проектов публичного акционерного общества «ЛУКОЙЛ».
— Наша компания ежегодно проводит конкурс социальных и культурных проектов. Сегодня мы увидим воплощение вашего проекта. Участникам пожелаю успехов, а членам жюри — объективности. Пусть победит сильнейший! — сказал заместитель генерального директора по обеспечению производства территориально-производственного предприятия «Ямалнефтегаз» общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Западная Сибирь» Юрий Иванов.
Также спонсором фестиваля-конкурса выступил Тазовский филиал регионального общественного движения «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера «Ямал — потомкам!».
Обряд рождения ребёнка
Фестиваль собрал участников из Тазовского, Гыды, Антипаюты и Находки. Коренные жители привезли с собой фольклор, носителем которого были их предки. Как говорят сами участники, если рукоделие в зависимости от места проживания не очень отличается, то манера пения у жителей Находкинской и, например, Гыданской тундры разная. Одни и те же песни звучат по-разному. Да и сами ненецкие песни — это жизненные истории, специально их не сочиняют. Например, фольклорная группа «Нгэдяночка» поёт о рождении ребёнка. Об этом же рассказывают участники коллектива «Нумгы» из Находки. Они представили тазовчанам ненецкий обряд рождения ребёнка, показав его с традиционными обычаями и запретами.
— Из всех легенд и сказок выбрали то, что знаем. Сначала покажем, как мать наставляет роженицу. Молодая женщина надевает платок, пояс и идёт собирать нярцо — специальный мох для младенца, его нужно высушить и подготовить. Когда начинаются схватки, мама идёт за повивальной бабкой. Для рождения ребёнка обязательно ставится отдельный чум, в котором присутствуют только роженица и повитуха. В это время мужчины занимаются своими делами, но неподалёку, а когда бабка выходит из чума с люлькой и говорит, кто родился, они забивают оленя. А женщины выходят из чума, проводят обряд очищения огнём. Это своеобразный дар богам, чтобы ребёнок был здоров, — передаёт краткое содержание сценки руководитель коллектива «Нумгы» Марианна Саитова.
На сцене — молодые исполнители
Остальные два театрализованных представления были разыграны воспитанниками Тазовской школы-интерната. Ребята подготовили сказки «Кукушка» и «Лынзерма».
Воспитанники 9 группы Тазовской школы- интерната разыграли сказку «Лынзермя», о том, как маленькая девушка Лынзермя превратилась в голубику
Кстати, среди участников было немало детей и подростков, и это хороший знак, говорят носители ненецкой культуры: ведь именно с детских лет прививается любовь к своему народу, языку и традициям. От молодёжи зависит, настанет ли он — новый день.
— Ребята с удовольствием посещают занятия по хореографии. Мы сегодня исполняем два танца, оба о северном колорите. Национальные танцы для ненцев не первостепенны, как, например, для якутов. Мы показываем фрагменты из жизни рыбаков и оленеводов, небольшие зарисовки. Стараюсь, чтобы ребята не просто танцевали, а чтобы они проживали эти моменты, тогда танец становится более эмоциональным.
Ярким началом фестиваля стала танцевальная композиция «Шаманки» в исполнении воспитанников студии «Шум»
— Постоянно внушаю им мысль о том, что они должны с гордостью нести свою культуру, потому что они — ненэй ненэць — настоящий человек. Такие фестивали нужны, чтобы дети, которые живут и учатся в посёлках, не забывали свою родную культуру, — уверена руководитель хореографического коллектива «Нежность» Тазовской школы-интерната Индира Паровых.
Среди вокалистов тоже была школьница. Лариса Салиндер — яркая звёздочка с сильным голосом — эмоционально исполняла не только сольные композиции, но и не терялась в многоголосье фольклорной вокальной группы «Се мэта сей».
Краски тундры в работах мастериц
В холле РДК расположилась выставка декоративно-прикладного искусства. Свои работы представили пять мастериц. Одна из них — Елена Яптунай — участница коллектива «Нгэдяночка», в переводе «женщина из Гыды». Впервые гыданка взяла в руки иголку с ниткой в пять лет, с тех пор не расстаётся с ней, а в 10 лет благодаря воспитательнице школы-интерната, где она училась, освоила технику вязания крючком и спицами. Рукодельница уверена, этот талант у неё в крови. На выставку привезла не только свои работы, но и семейную реликвию, доставшуюся ей от прабабушки.
Выставочные работы пяти мастериц из отдалённых уголков района вызвали живой интерес у гостей и участников фестиваля
Выставочные работы пяти мастериц из отдалённых уголков района вызвали живой интерес у гостей и участников фестиваля
Выставочные работы пяти мастериц из отдалённых уголков района вызвали живой интерес у гостей и участников фестиваля
— Это сумка моей прабабушки, с лицевой части она оформлена лапками с крошечными копытцами новорождённых оленят. Когда они погибают по тем или иным причинам, шкура никуда не годится, а лапки идут на отделку. Также привезла летнюю ягушку, её я сделала в 15 лет, ещё кисы, которые шила для сына, и традиционный зимний женский головной убор. Он не только красивый, но и функциональный, как и вся национальная одежда. На шапку обязательно нашивались медные или латунные подвески, чтобы при сильном ветре её не поднимало, и, конечно, меховая оторочка, которая спасает лицо от обморожения, — рассказывает мастерица и исполнительница ненецких песен Елена Яптунай.
Мастерицы представили не только повседневную одежду, среди экспонатов — и работы из бисера, и сувениры, и меховая мозаика.
— В тундре нет ни одной женщины, которая бы шила некачественно, потому что если швы плохие, ветер будет продувать одежду, и ты замёрзнешь, или шов вовсе разойдётся. Мастерство в нас заложено природой. Качество всех изделий отличное! Мастерицы, может, и привнесли какие-то инновации, но в целом традиции сохраняются. Есть на что посмотреть! Выделяются работы Татьяны Вануйто из Антипаюты. Они изумительные, поражает цветовая гамма. Мастерица использует необычные сочетания: например, синяя суконная ягушечка и жёлто-красный орнамент. Ничего лишнего, три цвета. Но от неё нельзя отвести взгляд — так искусно вплетён орнамент, это очень трудоёмкая работа, — не скрывает восхищения председатель жюри Надежда Салиндер.
Итоги фестиваля
Не только выставочными работами покорила в этот день жюри и гостей фестиваля антипаютинская мастерица. Показ её нарядов стал яркой финальной точкой праздника и доказал, что равных ей в номинации «Декоративно-прикладное искусство» на этом конкурсе нет.
Все краски тундры собрала в своём показе модной одежды в этническом стиле антипаютинская мастерица Татьяна Вануйто
— Эта коллекция представлена современными костюмами в этническом стиле: есть повседневные наряды, есть и вечерние туалеты. Мне дай любое однотонное платье, я сделаю из него эксклюзивную вещь. В работе использую различные ткани и материалы: бисер, стразы, вплетаю национальные орнаменты. Сегодня представляю 12 моделей. Центральная — пышное красное платье. Очень люблю яркие вещи, сама иногда ношу, — признаётся мастерица Татьяна Вануйто.
Среди вокальных исполнителей лучшей стала фольклорная группа «Се мэта сей» под руководством Лилии Ядне из райцентра.
В номинации «Хореографическое искусство» победителем был признан коллектив юных тазовчан «Продвижение» под руководством Елены Богдановой.
А театрализованное представление «Ненецкий обряд рождения ребёнка» вывело находкинскую фольклорную группу «Нумгы» на первое место. Да и как могло быть по-другому, ведь название коллектива в переводе — звёзды.
Автор: Мария Демиденко, Роман Ищенко (фото)
Согласие на обработку персональных данных
Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс)
Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie» — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться Яндексу и храниться на сервере Яндекса в ЕС и Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг. Яндекс обрабатывает эту информацию в порядке, установленном в условиях использования сервиса Яндекс Метрика. Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.