Диалог поколений состоялся

Возложение цветов у Вечного огня, историко-патриотический квест, общение школьников с участниками боевых действий – в День памяти россиян, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, в Тазовском прошёл цикл мероприятий

Минута молчания

Всё началось с возложения цветов и минуты молчания у Вечного огня. На площади собрались учащиеся кадетских классов, юнармейцы, ветераны боевых действий. К присутствующим обратился Глава района Василий Паршаков:

– Сегодня мы чтим память всех участников вооружённых конфликтов, которые за пределами родной страны честно выполняли свой служебный долг. Мужество и храбрость наших бойцов не имеют срока давности и во все времена достойны глубочайшего уважения.

После этого тазовчане отправились к художественной композиции «Журавли» — там тоже в память о сражавшихся и не вернувшихся на родную землю воинах возложили красные гвоздики.

Герои живут рядом

Под таким названием в районном Доме культуры Молодёжный центр организовал для школьников историко-патриотический квест. Четыре команды – три кадетских и один класс юнармейцев из тазовских школ. Командиром каждой команды назначили участника боевых действий, который наставлял играющих и помогал на каждом этапе.

Всего организаторы придумали восемь этапов.

На сборку и разборку автомата отводилось четыре минуты: один участник разбирает, второй собирает

— Второй год реализуем проект «Мы сохраним об этом память», для которого в том числе записываем интервью с ветеранами боевых действий. Чтобы сделать квест интересным, мы придумали изюминку: воспоминания ветеранов привязали к заданиям. То есть на каждом этапе участники не только что-то выполняют, но и получают информацию о реальных боевых действиях. Квест готовили месяц: трудно было соотнести задания и воспоминания, — рассказывает организатор квеста, специалист Молодёжного центра Александр Шпилёв.

Задания на этапах

На этапе «Радиоперехват» школьники узнали о приёме «наскока», который использовали в ходе танковых боёв в Грозном. Два танка поочерёдно выкатывались из-за угла здания и стреляли по целям — в таких условиях очень важно было иметь бесперебойную связь. Игрокам надо было настроить рацию на канал, соответствующий дате вывода войск миротворческого контингента из Афганистана, и получить числовой код.

— В Афганистане стрелков учили не дышать! У снайпера должны быть стопроцентное зрение и спокойный характер, — рассказывают ребятам историю организаторы на этапе «Стрельба из пневматического оружия».

Трое участников сделали по три выстрела, сумма набранных баллов и есть командный результат. Самыми меткими оказались юнармейцы из 6 класса ТСОШ – они выбили 58 очков, чуть меньше — 55 – у 7-го кадетского класса из той же школы.

На этапе «География конфликтов» школьникам потребовалась помощь новых технологий: по QR-кодам надо определить, какие точки вооружённых конфликтов зашифрованы, и обозначить их на карте.

Один из самых сложных этапов – «Разминирование». Школьник с закрытыми глазами с помощью подсказок командира должен пройти «минное поле» из верёвок и вынести мину.

За пять минут нужно пройти в одну сторону «минного поля» и обратно, за каждое касание верёвки – штрафной балл

— Нелегко было на «минном поле». Без командира я бы не справился с заданием, он очень помог. Самое сложное – это чувствовать, какой длины должен быть шаг, чтобы не задеть верёвку. А вообще, задание очень интересное! – делится впечатлениями после квеста участник команды 6-го кадетского класса Денис Гонца.

Беседа с ветеранами

Пока организаторы подводили итоги квеста, ребята могли пообщаться с ветеранами боевых действий. Школьники задавали разные вопросы: о чём вспоминалось на войне, как общались с мирным населением, как складывались взаимоотношения с товарищами по службе, поддерживают ли связь со своими сослуживцами.

— Мирное население относилось к нам дружелюбно, подкармливали нас домашней едой. Но бывало такое, что днём жители приглашают нас в гости, а ночью они же по нам стреляют. Что касается взаимоотношений, то на срочной службе в части есть разделение на новичков и старослужащих. Но на территории ведения боевых действий этих разграничений и неуставных взаимоотношений быть не могло. Там ты всегда можешь положиться на товарища. Если сейчас сделаешь плохо рядом стоящему, он потом не прикроет твою спину, — рассказывает председатель общественной организации ветеранов боевых действий и участников локальных конфликтов Тазовского района «Ветеран» Виталий Павлючков.

— Когда в 2004 году мы охраняли школы в Чечне, некоторые ребята подшучивали над нами: что-то скажут на чеченском и смеются, мы же не понимаем язык. Потом один мальчик ко мне подошёл и предложил обучить меня чеченскому языку, чтобы я мог понимать и отвечать, — вспоминает участник боевых действий на Северном Кавказе Александр Пальчиковский.

Итоги квеста

По итогам выполнения заданий обе команды шестиклассников набрали по 20 баллов и заняли третье место. Второе с 25-ю баллами заняла команда 7-го кадетского класса Тазовской средней школы. Победители обошли их на два балла – девятиклассники-кадеты из школы-интерната стали первыми.

— Сложного ничего не было, кроме стрельбы — винтовка была непристреленная. Выиграть помогли сплочённость и наш командир, который помогал на всех этапах, — считает капитан победившей команды Александр Яр.

Приглашённые ветераны, наблюдавшие за игрой школьников, сошлись во мнении, что подобные патриотические мероприятия надо проводить чаще.

— Хотелось бы, чтобы в таких играх участвовали не только классы, которые занимаются военной подготовкой, но и обычные, — считает «афганец» Владимир Быканов.

— Патриотическим воспитанием надо заниматься постоянно, не только к памятным  датам. Организовывать открытые уроки, приглашать к общению участников боевых действий — это нужно подрастающему поколению, чтобы знали и помнили, — уверен Виталий Павлючков.

Организаторы мероприятия отмечают, что их главной целью было создать диалоговую площадку, где младшее поколение сможет пообщаться со старшим. И судя по активности учащихся в беседе и их интересу к службе в армии, цель достигнута.

Автор: Елена Герасимова, Роман Ищенко (фото)