Царство вечной мерзлоты

Ёлочки, северные ягоды, рыбы, мамонт, номер для новобрачных — Музей вечной мерзлоты пополняется новыми экспонатами.

Уникальный объект

За пару часов возле входа в тазовский мерзлотник разгрузили порядка 30 ледяных плит, каждая весом чуть более тонны. И таких машин будет три. К Новому году десятки тонн льда превратятся в различные скульптуры, которые украсят входную группу и комнаты Музея вечной мерзлоты. Над «преображением» льда трудятся пять скульпторов, которые весной украшали музей перед открытием. Создавать фигуры изо льда — работа для них не новая, говорят художники, но почётная: музей посещают сотни людей, а значит, и убранство должно быть на высшем уровне.
— Это уникальный опыт для нас, таких условий я нигде не встречал. Работали в карстовых пещерах, там создавали объекты изо льда. Но это не зона вечной мерзлоты, и там скульптуры стоят 1-2 года. Здесь, думаем, они сохранятся 5-10 лет. Очень ценим, что нам доверили создание декораций для музея. Сделаем в лучшем виде! — обещает представитель некоммерческого фонда скульпторов России «Единение» Николай Тютнев.

Прозрачный лёд из жёлтой воды

В этот раз объём работы у художников больше, чем в начале года. Но сложностей особых нет: мастера с более чем десятилетним опытом, материал — прозрачный и отличного качества, температура в мерзлотнике комфортная — минус 6 градусов. Единственная трудность, с которой столкнулись скульпторы, — это сильные морозы в первую неделю их приезда. При температуре ниже минус 30 техника не работает, пилы замерзают, а начинать работу надо: приходилось лёд добывать вручную и перевозить его с реки в мерзлотник на санях. На качестве материала морозы не сказываются — лёд чистый и прозрачный.

— Цвет воды не всегда влияет на цвет льда, при замерзании он может не забирать в себя все примеси. Перед добычей материала проехали несколько точек на реке, выбрали наиболее удобную — место ближе и лёд там качественный, без повреждений. В музее появятся новые объекты, в том числе функциональные: например, номер для молодожёнов — там будет кровать, кресло, столик с настоящим зеркалом, люстры «хрустальные». Сейчас делаем входную группу — ёлочки и растения, ещё появятся большой мамонт, аквариум с рыбами местных видов, тюлени,
перечисляет Николай Тютнев.

Чудеса превращения

Эскизы новых фигур сотрудники музея разрабатывали вместе с художниками, но авторы вольны вносить дополнения — на то оно и творчество.

— У нас на Урале занимаемся в основном анималистикой — совы, зайчики, медведи. Растения тоже интересно делать, но для нас это слишком просто. Здесь на ёлки добавили свои «изюминки» — птичек. Хочется сделать красиво, поэтому трудимся с душой и полной отдачей, — признаётся народный мастер Пермского края с 15-летним стажем Максим Шемелин.

Камнерез по образованию, он с лёгкостью превратит глыбу льда в изящную ёлочку. С замёрзшей водой работается быстрее, говорит мастер, да и структура у льда более интересная в сравнении с камнем: игра света в гранях, прозрачность.

Инструменты для работы скульпторы делают сами, подбирая подходящие под каждый проект.

— Лёд сначала опиливается электропилой, потом уже в ход идёт фреза и стамеска. Сейчас у нас для льда более 20 разных стамесок из металла, под конкретную задачу. Фигуры делаем совместно: я начал, Николай что-то добавил, и получилось красиво. Сделать из чего-то некрасивого — например, куска льда — прекрасное: в этом и есть задача художников, — говорит Максим Шемелин.

Уже более 10 лет кунгурский художник превращает куски камня в интересные скульптуры, побеждая с ними на разных конкурсах и участвуя в выставках. Они вместе с супругой организовали семейную мастерскую, где проводят мастер-классы. Попробовать себя в роли камнерезов семья Шемелиных приглашает и тазовчан, найти их в соцсети ВКонтакте можно по хештегу #тамгдеоживаюткамни.

Проверено тазовским летом

Когда в ноябре мастера приехали в мерзлотник, они первым делом осмотрели свои весенние работы и оценили, как ледовые скульптуры пережили лето.

— Они простояли самое сложное время года — лето. И все в отличном состоянии! Больше всего переживал за оленьи рога и сову. Иней на рогах добавил оригинальности, с ним фигуры стали ещё лучше. Радует, что все скульптуры целые, даже следы от стамесок остались. Видно, что бока оленей никто не трогал, несмотря на то, что это самое проходное место, — осматривает работы Николай Тютнев.

Художник Максим Шемелин весной вживую не успел посмотреть выставку целиком — пришлось уехать пораньше.

— Возвращался сюда в предвкушении: что стало с фигурами за лето? По сохранности — всё отлично. У творческих людей есть такая особенность: всегда хочешь сделать лучше, но идеала никогда не добьёшься. Сегодня одно настроение, завтра другое, полгода назад так видели, сейчас думается, что можно было бы по-другому сделать. И этот процесс бесконечный, — улыбается Максим Шемелин.

Через год и на сегодняшние ледовые скульптуры мастера будут смотреть по-другому, но пока результат всем нравится. Художники уже завершили входную группу и приступили к созданию скульптур в комнатах. После того, как весь объём работы будет выполнен, смонтируют подсветку. Возможно, она будет отличаться от той, которая уже есть, — будет больше цветной. Но всё сделают в таком тоне, чтобы красиво контрастировало с жёлтым полом, обещают мастера. Весь процесс обновления Музея вечной мерзлоты займёт около месяца.

Автор: Елена Герасимова,
Роман Ищенко (фото)