Чтобы сохранить язык, надо сохранять традиции
В феврале этого года заработал единый реестр коренных малочисленных народов Российской Федерации. Работа над законопроектом велась на протяжении нескольких лет. О реестре коренных малочисленных народов, сохранении культурного наследия малочисленных народов России, а также других нормативных актах, над которыми работает профильный комитет Госдумы и Ассоциация, мы поговорим с сенатором и председателем Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Григорием Ледковым.
— Григорий Петрович, в феврале заработал единый реестр коренных малочисленных народов, на этом работа закончена или предстоит ещё что-то сделать?
— 10 лет мы работали над этой инициативой, и в 2020 году реестр коренных малочисленных народов был принят. Затем ещё два года переходного периода, и он начал работать. Мы понимаем, что реестр полностью за два года не сформировать, но норма закона уже действует. Реестр будет постоянно пополняться. Это открытый список, куда может попасть любой представитель малочисленных народов. Заявления на включение в реестр только недавно начали принимать МФЦ. Замечу, что речь не идёт о Ямале — здесь работа давно отлажена. Ведь именно опыт по созданию регионального реестра Ямала лёг в основу федерального. Мы доказали его эффективность.
Теперь нужно работать с профильными ведомствами. Сколько говорим о рыболовстве: тот же заявительный принцип, уничтожающий рыбалку коренных народов, — невозможно попасть в эту заявку, а если попадёшь, невозможно отчитаться. Мы работаем над тем, чтобы через госучёт доказать, что те, кто находятся на реке, в тундре, имеют право добывать свою национальную еду. По рыбалке 10 лет идут переговорные процессы, этим занимается рабочая группа, но пока стоим на месте.
Ещё один момент — охота. Коренным народам нельзя петлёй даже на куропатку-кормилицу охотиться. Мы сейчас работаем над поправками, чтобы можно было сформировать нормы охоты, правила на региональном уровне. Чтобы органы власти, например, Ямала сформировали какой-то объём для коренных жителей, проставили отметки в охотничьем билете — опять же со ссылкой на реестр. Также есть предложения по альтернативной службе, по пограничным вопросам, которые возникают постоянно.
— Есть ли достижения?
— Первым хорошим шагом стало пенсионное обеспечение. Государство оставило коренным народам — оленеводам и рыбакам — возрастной порог выхода на пенсию на прежнем уровне. Поправки Минтруда о правилах предоставления социальной пенсии для коренных малочисленных народов, принятые в этом году, дают отсылку к госучёту, то есть к реестру. Пенсионное обеспечение — это первый шаг. Сейчас работаем над тем, чтобы и высшее образование тоже предоставлять на льготных основаниях с отсылкой к реестру
— Над чем ещё работаете?
— Есть законодательный план, согласно ему и работаем. До конца не решён вопрос по регистрации кочевников — до сих пор люди прописаны в администрациях поселений. Этим вопросом надо заниматься, но пока нет понимания, потому что у различных ведомств разные взгляды на эту ситуацию. Вопросы высшего образования и целевого обучения. Поправки в закон об общинах, чтобы их тоже привязать к реестру и снять ограничительные меры.
Мы сейчас работаем над текстом поправок. Например, предлагаем в закон об общинах включить норму: один человек — одна община. Учредители — только из состава коренных народов, не более 30% наёмных работников других национальностей (директор, бухгалтер, водители). Сейчас ведём консультации с Минсельхозом, чтобы придать общине статус товаропроизводителя и дать разрешение на любую экономическую деятельность по принципу «Всё, что не запрещено, то разрешено».
Изначально государство дало общинам 13 видов деятельности для облегчения налоговой нагрузки, субсидирования, господдержки. К сожалению, сегодня это читается как исчерпывающий перечень, поэтому над этим тоже надо работать, чем мы и заняты.
— Поговорим о вашей общественной деятельности. В этом году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период с 2022 по 2032 год Международным десятилетием языков коренных народов мира, чтобы привлечь внимание общественности к бедственному положению многих языков коренных народов и мобилизовать заинтересованные стороны и ресурсы. Насколько это важно для коренных народов России?
— Не буду хвастаться, но наша Ассоциация — одна из активнейших. Смотрю на народы и организации, которые входят в состав Арктического совета, там нет таких наработок. Ассоциация реализует ряд масштабных проектов, ориентированных на сохранение культуры, обычаев, самобытного образа жизни коренных малочисленных народов нашей страны. Три основные — «Дети Арктики», «Голос Севера» и «Вдохновение Арктики». Эти проекты собирают молодёжь, старейшин. Отрадно, что появляется много новых талантливых писателей, драматургов и поэтов, которые пишут произведения на родном языке. Мы печатаем сборники, переводим на русский и на английский. Также проводим этнографические диктанты, участвуем в проектах по созданию учебников, в переговорах по преподаванию родного языка в регионах.
— Как вы считаете, что даст коренным жителям страны Десятилетие языков коренных народов?
— На мой взгляд, нужно будить сознание людей — вот основная цель. Государство делает немало, два года назад были внесены поправки о том, что правительство будет разрабатывать правила пунктуации и орфографии для тех коренных народов, у которых до сих пор нет письменности. И эта работа на правительственном уровне ведётся. Главное, чтобы люди понимали ценность родного языка. Учебники издаются, работа по сохранению национальных языков общественными организациями и государством ведётся, идёт накопление фольклора, появляются новые сборники современных авторов на родных языках — главное, чтобы люди их читали и дома разговаривали на родном языке. Когда мы говорим о сохранении родных языков, важно заниматься сохранением общин, земель для оленеводства, традиционной охоты и рыбалки, это надо делать параллельно. Мы это везде всем доказываем на примере того же ненецкого языка: он будет жить, пока оленевод живёт в тундре. Потому что на 80-90 процентов язык состоит из терминологии: кочевать, ловить, загонять, охотиться, рыбачить, двигаться. Он весь состоит из движения, ненецкий — это язык кочевников. Если оленевод перестанет кочевать, перейдёт на оседлый образ жизни, ему этот язык будет не нужен, и он просто исчезнет. Тогда потеряем целый пласт яркой картины мира кочевника. Не надо будет носить национальную одежду для экстремальных условий, не надо будет её шить.
Я много стран проехал, и каждый раз убеждаюсь, что тазовская и ямальская земля — одно из ярчайших и лучших мест, где традиционная культура ненцев, хантов, селькупов по-настоящему существует. Это не этническая деревня, и малицы — это не концертный костюм. Это веками проверенная одежда для морозов — мы в них на снегоходах ездим, на рыбалку ходим, живём в них.
— 2022 год Президент объявил Годом культурного наследия народов России. Как Ассоциация отметит этот год?
Все мероприятия Ассоциации и региональных организаций направлены на сохранение культуры, обычаев, уникального традиционного уклада многонациональной России. Законодательный блок, работа с молодёжью, работа с общинами, сохранение родного языка, культурные мероприятия, такие как фестиваль «Сокровища Севера» — ему, кстати, уже 16 лет. Ассоциация существует 32 года, и всё это время мы этим занимаемся и будем продолжать сохранять уникальную самобытную культуру.
Автор: Ольга Ромах, Роман Ищенко (фото)